ПРАВО.ru
Новости
23 декабря 2014, 15:10

Кассация обобщила споры по тарифам с энергетиками

Кассация обобщила споры по тарифам с энергетиками

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа представил на своем сайте итоговую справку по обобщению судебной практики по спорам в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

В обзоре рассматриваются вопросы определения стоимости тепловой энергии на отопление нежилого помещения, взаимодействия с управляющей компанией в отсутствие договора ресурсоснабжения, взыскания стоимости фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии и ряд других.

В частности, арбитражная кассация отвечает на вопрос, допустимо ли при отсутствии утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии взыскание в пользу лица, фактически оказавшего услуги по передаче электрической энергии, стоимости этих услуг?

Порядок заключения и исполнения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (в том числе между смежными сетевыми организациями) устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии, относится к регулируемому виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III Правил № 861 договору осуществляются по индивидуальному тарифу на услуги по передаче электроэнергии (пункт 42 Правил № 861).

Указанное правило направлено на стимулирование владельцев электрических сетей обращаться в уполномоченные органы за установлением тарифов и снижение возможности злоупотреблений со стороны этих участников, в том числе направленных исключительно на нарушение прав потребителей и получение дополнительной прибыли.

Тарифы на эти услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статьи 4 и 6 закона "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 закона "Об электроэнергетике", пункты 42, 46–48 Правил № 861).

При установлении регулируемых тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки сетевых организаций от реализации услуг и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования. Расчетный годовой объем производства услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии (пункты 7, 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109).

Вместе с тем признание регулирующим органом утратившим силу тарифа, утвержденного для расчетов между сторонами, само по себе не может лишить сетевую организацию ее статуса на период, когда установление тарифа не зависело от действий этой организации (приведение регулирующим органом нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства об электроэнергетике), а также не связано с недобросовестностью ее действий и их направленностью исключительно на получение дополнительной прибыли от отсутствия регулируемой цены (тарифа), а следовательно, и права на получение платы за оказание услуг по передаче электроэнергии. В частности, эта позиция отражена в постановлении АС Северо-Западного округа от 21.08.2013 по делу № А13-4022/2012 и постановлении АС Западно-Сибирского округа от 24.12.2013 по делу № А45-3879/2013.

Таким образом, в исключительных случаях при наличии добросовестности владельца сети в отношении соблюдения действующего законодательства в области ценообразования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ), с учетом конкретных причин, по которым тариф на услуги по передаче электрической энергии не был установлен (отсутствие тарифа не зависит от действий этого лица), допустимо при отсутствии утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии взыскание в его пользу стоимости фактически оказанных услуг по экономически обоснованной цене.

С полным текстом итоговой справки Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по обобщению судебной практики по спорам в сфере государственного регулирования цен (тарифов) можно ознакомиться здесь.