Верховный суд Республики Башкортостан представил на своем сайте обзор кассационной практики по уголовным делам за январь – февраль 2015 года.
В обзоре рассматриваются нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, в частности назначение подсудимому наказания за неоконченное преступление, назначение наказания в виде исправительных работ. Также разбираются ошибки в постановлении судьи, отмена судебного решения из-за непредоставления подсудимому последнего слова, рассмотрение жалобы на решение прокурора и другие вопросы.
Анализируя одно из дел, ВС РБ отмечает, что часть 7 статьи 49 УПК РФ запрещает адвокату отказываться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого.
По приговору Кармаскалинского районного суда от 12 декабря 2013 года К., ранее судимый, осужден по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к двум годам шести месяцам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказания по приговору от 2 августа 2012 года назначено три года два месяца колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со 2 августа 2012 года. В срок отбывания наказания зачтено время содержания под стражей с 17 по 18 мая 2012 года. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Президиум ВС РБ приговор отменил, уголовное дело направил на новое судебное разбирательство по следующим основаниям. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 49 УПК РФ защитник – это лицо, осуществляющее в установленном уголовно-процессуальным законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
Часть 7 статьи 49 УПК РФ запрещает адвокату отказываться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", адвокат, принявший в порядке назначения или по соглашению поручение на защиту по уголовному делу, не вправе занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле, за исключением случаев, когда адвокат-защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного.
Как следует из материалов уголовного дела, в суде первой инстанции защиту интересов К. осуществляла по назначению суда адвокат А. Выступая в прениях, адвокат А. просила назначить К. наказание, не связанное с лишением свободы, применить ст. 73 УК РФ. Сам К. выступил с речью о том, что он не виноват, а признательные показания дал под воздействием угроз оперативных работников. Данные действия адвоката А. свидетельствовали о том, что он фактически отказался от принятой на себя функции защиты, вследствие чего существенно было нарушено право подсудимого на защиту.
При таких обстоятельствах приговор по делу № 44у-628/2014 признан незаконным и необоснованным, с направлением уголовного дела на новое судебное разбирательство.
С полным текстом обзора кассационной практики по уголовным делам Верховного суда Республики Башкортостан за январь – февраль 2015 года можно ознакомиться здесь.