Пленум Верховного суда РФ сегодня представил проект постановления "О судебной практике по делам о вымогательстве", которое заменит два документа: аналогичное постановление от 4 мая 1990 года и постановление "О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного суда РФ по применению законодательства об ответственности за вымогательство" от 18 августа 1992 года.
Новый документ призван решить возникающие у судов проблемы с квалификацией вымогательства. В частности, помочь отличить его от похожих преступлений. Одновременно в проекте разъясняется, в каких случаях статью 163 УК РФ необходимо применять в совокупности с другими статьями Уголовного кодекса.
В совокупности и без нее
"Так как ч. 2 и 3 ст. 163 УК предусматривают ответственность за фактическое применение насилия, здесь дополнительных квалификаций не требуется", – отмечает докладчик, судья ВС РФ Елена Пейсикова. Исключения составляют лишь случаи, когда в результате действий вымогателя подсудимый умер или был убит.
Если вымогатель подкрепил свои действия побоями или иным образом причинил потерпевшему физическую боль, нанес вред его здоровью (легкой или средней тяжести), Верховный суд рекомендует квалифицировать такие действия виновного по п. "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ без дополнительной квалификации по ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои) или 117 УК РФ (истязание). В случае нанесения тяжкого вреда, следует применять п. "в" ч. 3 ст. 163 УК РФ и без допквалификации по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). В случае смерти потерпевшего по неосторожности после причинения тяжкого вреда его здоровью содеянное следует расценивать как совокупность преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 ст. 163 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ. Вымогательство, сопряженное с убийством, также квалифицируется по совокупности п. "в" ч. 3 ст. 163 УК РФ и п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
От грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ) вымогательство, соединенное с насилием, отличается тем, что при совершении этого преступления насилие лишь подкрепляет угрозу, а при разбое и грабеже является средством завладения и удержания имущества. "Завладение имуществом при грабеже и разбое происходит одновременно с совершением насильственных действий либо сразу после их совершения, а при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем", – указано в проекте постановления. В случае, когда вымогательство связано с немедленным изъятием собственности потерпевшего, эти действия могут быть дополнительно квалифицированы как разбой или грабеж, при реальной совокупности преступлений. Пейсикова пояснила, что такая же позиция отражена и в действующем постановлении 25-летней давности. Ее решили сохранить, поскольку проверка временем показала, что данные положения являются работающими и актуальными для судей, по ним сформирована практика.
Если вымогатель уничтожил или повредил имущество потерпевшего, нанеся ему при этом значительный ущерб, эти деяния образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 163 и 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего и (или) его близкого или подрывающих его (их) репутацию, сведений о частной жизни лица, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 1281, 137, 155 или 183 и статьи 163 УК РФ.
Когда требования передачи чужого имущества, имущественных прав или совершения других действий имущественного характера является правомерными, но сопровождаются угрозами, вымогательством данное преступление не является. "При наличии признаков состава иного преступления содеянное следует квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК РФ", – рекомендует ВС.
Вымогательство приравняли к краже в определении размера ущерба
Также Верховный суд объяснил, кого следует считать соисполнителем, а кого пособником, когда вымогательство совершено не одним лицом. Так, если участники преступления заранее договорились о распределении ролей (например, один высказывает требование, второй применяет насилие и так далее), то все они несут уголовную ответственность за вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Если соучастник по договоренности передает вымогателю чужое имущество или помогает в его оформлении, он считается пособником, действия такого лица квалифицируются по ст. 163 УК РФ, со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК РФ (если преступление совершено не в составе организованной группы).
Определены в проекте постановления случаи, когда вымогательство считается совершенным в крупном и особо крупном размере. Несмотря на разницу формулировок в п. "г" ч. 2 ст. 163 ("в крупном размере") и п. "в" ч. 3 ст. 163 УК РФ ("в целях получения имущества в особо крупном размере"), предложено считать "крупными" требования, стоимость которых превышает указанную в п. 4 примечания к ст. 158 УК РФ. Согласно ей, крупным размером признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным – один миллион рублей. Для определения стоимости имущества, если такие сведения в материалах дела отсутствуют, судам рекомендуется прибегать к помощи экспертов.
Зампред Саратовского областного суда Олег Борисов предложил уточнить этот пункт, добавив, что стоимость имущества должна быть определена на момент совершения преступления. Жанна Лемешевская, судья уголовной коллегии Калининградского облсуда, для исключения двоякого толкования понятия "крупный размер", изложенного в ст. 163, предложила указать в постановлении Пленума, что "преступление следует считать оконченным с момента предъявления требований, стоимость которых превышает указанную в п. 4 примечания к ст. 158 УК РФ, либо предъявления требований, позволяющих получить имущественную выгоду в таком же размере".
Выслушав замечания и дополнения, глава ВС Вячеслав Лебедев направил проект постановления на доработку.
С текстом проекта постановления Пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по делам о вымогательстве (ст. 163 УК РФ) можно ознакомиться здесь.