Министерство промышленности и торговли хочет обязать производителей оборудования для нефтегазового и энергетического сектора, техники для перерабатывающей и пищевой промышленности, а также производителей станков платить утилизационный сбор – 7% выручки от реализации товара. Об этом говорится в письме заместителя министра Василия Осьмакова, которое направлено в правительство, узнали "Ведомости".
В ведомстве изданию подтвердили, что внедрение такого сбора на 27 видов техоборудования, действительно, обсуждается, однако оно может затянуться на год или даже больше. Впервые налог на утилизацию появился в 2012 году, им обложили автомобили: так, ставка для "легковушек" составляла 20 000 руб., для грузовых машин и автобусов – 150 000 руб. (см. "Госдума с 1 августа вводит утилизационный сбор на автомобили". Изначально сбор уплачивали импортеры, а производители могли брать на себя обязательства по утилизации авто впоследствии. Однако это противоречило требованиям ВТО ("ЕС подает первый иск против России в суд ВТО из-за неравного утилизационного сбора на автомобили"), и с 2014 года такой "налог" распространили на всех. В феврале этого года он стал обязательным и для дорожно-строительной техники. Его базовая ставка – 150 000 руб. В обоих случаях – чем старше техника, тем выше коэффициенты.
Теперь министерство выступает за иной механизм: сумму сбора оно хочет привязать к сумме реализованных товаров – то есть, чем более дорогостоящее оборудование, тем больше будет сбор. Затраты на утилизацию находятся в прямой зависимости от составляющих оборудования, поясняет в своем письме Осьмаков, а техсложность оборудования отражается на самом процессе: чем больше оно стоит, тем труднее и затратнее его утилизировать. Обложат сбором и импортеров и отечественных производителей: первые должны будут платить при ввозе товаров в РФ, вторым – ежеквартально. За счет этого бюджет за 2017–2019 годы пополнится более чем на 175 млрд руб., говорится в послании Минпромторга.
Нагрузка на предпринимателей не увеличится, убеждено министерство, не учитывая амортизацию, после внедрения сбора оборудование увеличится в цене на 0,15%. Однако в Минэкономразвития не согласны с такими подсчетами – из-за сбора стоимость автокранов уже к августу этого года подскочила на 8%, на бульдозеры – на 13%, а экскаваторы подорожали на 18%. Иностранная продукция становится все дороже, но российские производители не могут в полной мере ее заместить, отмечает МЭР.