ПРАВО.ru
Новости
10 февраля 2017, 14:07

Центр Кудрина призвал к мораторию на законодательную деятельность

Нестабильное законодательство и постоянное изменение законов негативно сказывается как на гражданах, так и на бизнесе в России. К такому выводу пришли эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, которые проанализировали изменения в федеральном законодательстве.

Из исследования, опубликованного в пятницу, 10 февраля, следует, что количество принимаемых парламентом законов растет каждый год. При этом речь в основном идет о поправках в уже действующие законы. 

В докладе говорится, что с 1 января 1994 года по 31 июля 2016 года было принято 6717 федеральных законов. При этом исследователи выявили планомерное увеличение числа принятых законопроектов из года в год: в 1994 году было принято 80 законов, а в 2016-м уже в 6,5 раз больше – 524. Пик законотворческой деятельности пришелся на 2014 год – тогда президент подписал 558 законов, принятых Федеральным собранием.

Кроме того, авторы доклада установили зависимость количества принимаемых законов от двух самых важных политических событий страны – парламентских и президентских выборов. По мнению экспертов, выборы в Госдуму повышают количество законов, принимаемых в последний год работы созыва, а президентская кампания, наоборот, уменьшает число актов, принятых в год выборов.

В докладе отмечается, что большинство действующих кодексов РФ меняются более одного раза в год. А в некоторые акты вносятся поправки почти каждый месяц. Речь идет о Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), Налоговом, Земельном, Лесном и Уголовно-процессуальном кодексах.

Справиться с нестабильностью законодательства исследователи предлагают с помощью моратория на изменение законов. Однако такие меры, указывают эксперты, создают риск сохранения ошибочных или устаревших норм, которые наносят ущерб гражданам и бизнесу. Еще одним способом борьбы с нестабильностью авторы доклада называют развитие механизмов, которые могли бы отфильтровать некачественные акты. Например, одобрение законопроекта Верховным судом или обязательная экспертиза совета при президенте РФ по кодификации.

Однако самым действенным способом решения этой проблемы исследователи считают развитие парламентской дискуссии. Для этого, указывают авторы отчета, в парламенте должна быть конкуренция партий и фракций. "Без конкуренции стимулы к тщательному обсуждению законопроектов не появятся", – отмечается в докладе.