Новости
1 июня 2017

Правительство обяжет аэропорты компенсировать ограничения для собственников из приаэродромной зоны

Правительство обяжет аэропорты компенсировать ограничения для собственников из приаэродромной зоны

Руководитель аппарата правительства, вице-премьер Сергей Приходько внес в Госдуму законопроект, который обяжет аэропорты выплачивать компенсации владельцам недвижимости на приаэродромной территории за ограничения в ее использовании.

Поправки являются новой редакцией закона "О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации", который регулирует порядок проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства на приаэродромной территории. Законопроект рассматривается Госдумой с 30 января 2014 года. Второе чтение он прошел в марте 2015 года, теперь же его будут рассматривать повторно.

Согласно поправкам, операторы аэропортов должны подготовить новые проекты приаэродромных территорий – земель в радиусе 30 км, и определить ограничения для их использования, пишут "Ведомости". Проекты будут утверждаться Росавицией. На них должны быть получены заключения Роспотребнадзора и муниципального образования. Последнее рассчитает ущерб, который понесут граждане и компании в связи с тем, что на использование принадлежащих им объектов недвижимости налагаются ограничения, например, по высотности строений. Возмещать этот ущерб придется аэропортам.

Участники рынка утверждают, что поправки лоббируют власти Московской области и вице-премьер Дмитрий Козак. В конце апреля зампред правительства отклонил предложение Минтранса отменить требования по компенсациям для аэропортов, построенных до вступления их в силу. Минтранс, который не поддерживает поправки, указывает, что их принятие приведет к удорожанию авиаперевозок и ухудшит инвестиционную привлекательность отрасли. А их регрессный характер "противоречит общим принципам законодательства России и международному опыту".

Эксперты подчеркивают, что законопроект позволит гражданам, которые в результате незаконной застройки проживают в зонах негативного воздействия вокруг аэропортов, потребовать переселения. Для трех аэропортов московского авиаузла количество таких потенциальных переселенцев превышает 900 000 человек.

Сейчас муниципальные образования фактически не способны отказать при запросе разрешения на строительство в приаэродномной зоне из-за отсутствия нормативной базы. Это приводит к резонансным конфликтам – например, в начале апреля дольщики, которым должны были достаться квартиры в многоэтажном доме в микрорайоне "Северный", обратились к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву с просьбой ввести дом в эксплуатацию. Здание расположено в санитарной зоне "Домодедова", но аэропорту удалось добиться отмены решения Росавиации о согласовании стройки – спустя несколько лет после ее начала (см. "Дольщики, которым не позволяют вселиться в их дом, просят Лебедева о помощи").