На рассмотрение Госдумы поступил пакет законопроектов, касающихся сферы перевозок транзитных грузов через территорию России. Один из документов направлен на ее регулирование, второй – устанавливает ответственность за нарушение требований, предъявляемых к участникам транзитных перевозок.
Автором обоих законопроектов является первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству, единоросс Виталий Ефимов. Российское законодательство, в том числе, транспортные уставы и кодексы, нормативные правовые акты правительства не содержат норм, гарантирующих сроки и сохранность доставки транзитных грузов всеми видами транспорта, а также не обеспечивают взаимодействие 19 госорганов, причастных к регулированию этой сферы, отмечается в пояснительной записке к первому законопроекту.
Ефимов предложил комплексный законодательный акт, дающий иностранному грузовладельцу "гарантию по срокам и сохранности перевозки транзитных грузов через территорию РФ". Функциями по координации работы ведомств в сфере транзита товаров, согласно поправкам, предлагается наделить правительственную комиссии по транспорту. Кроме того, парламентарий прописал требования к госорганам, отвечающим за контроль грузов и транспортных средств при пересечении российской границы. Отмечается, что поправки призваны сократить сроки контрольных операций и оптимизировать процедуры. Например, на регистрацию груза, транспортируемого по железной дороге, законопроектом отводится 15 мин. с момента предъявления документов, на осмотр грузового поезда – час, на выпуск поезда после контроля – не больше четырех часов. На то, чтобы зарегистрировать товары, прибывшие в РФ на автомобиле, документом отводится не больше 10 мин., на осмотр самого авто – до 20 мин., на выпуск же его после контроля – не более часа.
Чтобы обеспечить соблюдение этих требований, Ефимов предложил дополнить КоАП статьей 11.34. "Нарушение требований законодательства о перевозке транзитных грузов (товаров) через территорию РФ". Превышение перевозчиком сроков транзита грозит штрафом для юрлиц в 10 000 руб. за каждый день просрочки за один вагон или контейнер. Аналогичная санкция предлагается за необоснованный отказ оператора железнодорожного подвижного состава, перевозчика в предоставлении вагонов или контейнеров под перевозку транзитных грузов. Более жесткие меры грозят за "нарушение порядка первоочередного движения судов, перевозящих транзитные грузы, при заходе в морской порт, выходе из морского порта для погрузки или выгрузки транзитных грузов". Штрафы за это для должностных лиц составят 10 000 руб., а для организаций – 20 000 руб. за каждый час за одно судно. Превышение сроков выполнения погрузочно-разгрузочных работ при транзите повлечет штрафные санкции для юрлиц и ИП в размере 10 000 руб. за каждый час за один контейнер.
С текстом законопроекта № 192177-7 "О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" можно ознакомиться здесь.
С законопроектом № 192160-7 "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" – здесь.