Новости
17 ноября 2017

Возмещение ущерба российскому порту на 3 млрд руб. затягивается

Возмещение ущерба российскому порту на 3 млрд руб. затягивается
marinetraffic.com/Ria Maat

В ближайшие дни состоятся два судебных заседания, касающиеся спора между "Транснефтью" и греческим судовладельцем. Принадлежащий грекам танкер при швартовке разрушил нефтеналивной причал в порту Приморска в ноябре 2016 года. Компании «Транснефть-Порт Приморск» и арендатор причала ООО «Приморский торговый Порт» добиваются возмещения ущерба на 3 млрд руб., однако процесс затягивается.

Крупнотоннажный танкер Delta Pioneer разрушил причал в Приморске год назад, 20 ноября 2016 года: из-за серии ошибок капитана танкер двигался слишком быстро и при швартовке навалился на причал. Владельцы причала – “Транснефть-Порт Приморск” (“дочка” ПАО “Транснефть”) и “Приморский торговый порт” (ПТП, дочка "Транснефти" и группы “Сумма”) – оценили ущерб от столкновения судна с портовыми сооружениями в 2,3 млрд руб. и 713,6 млн руб. и обратились с иском в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В июле 2017 года суд удовлетворил их требования в полном объеме: с ответчиков сумму взыскали солидарно. Оценка ущерба базировалась на заключении EY, составленном по заказу "Транснефти". Ответчики – владелец судна Pontoporos Special Maritime и его оператор Delta Tankers – подали апелляционную жалобу на решение.

Изначально дело вела судья Ольга Клиницкая, но позже из-за болезни судьи Клиницкой дело передали судье Нине Корж. Ответчики считают передачу дела безосновательной. Судья Клиницкая наложила на судно арест в качестве обеспечительной меры.

На сегодняшний день арест с судна не снят – по данным сайта marinetraffic.com на 17 ноября 2017 года, оно всё ещё находится под арестом в порту Приморска. Гарантийные письма от West of England арбитражный суд не устроили. В частности, по условиям писем выплата произойдет при вынесении финального необжалуемого судебного акта по делу, что противоречит требованиям АПК РФ, поскольку обеспечительные меры должны помогать исполнить решение суда, вступившее в законную силу вне зависимости от того, можно ли его обжаловать в вышестоящую инстанцию. Письма не содержат должного подтверждения полномочий подписантов. Кроме того, они адресованы российскому суду, а не истцам.

Суды предложили внести деньги на депозит суда в размере стоимости судна, чтобы освободить его. Тем не менее, несмотря на имеющуюся возможность, в течение года деньги внесены не были. На заседаниях суда Елена Демина, представитель истца, также отмечала, что "Транснефть" не будет возражать против исполненной гарантии российского банка в качестве обеспечения.

21 ноября состоится заседание в 13-м ААС по вопросу возмещения ущерба (дело А56-80864/2016). Ответчики пытаются оспорить решение в части определения размера ущерба. Первое заседание по делу состоялось 17 октября. На нем суд рассматривал главным образом вопрос необходимости судебной экспертизы, на которой настаивали ответчики. Сами они экспертные заключения первой инстанции не представили, а оснований для назначения экспертизы суд не нашел. Однако теперь греческие компании видят ошибку в солидарном взыскании ущерба и считают взыскиваемую сумму завышенной.

На проведении экспертизы также настаивает ОА «Роснефтефлот» – крупнейшая в РФ компания, предоставляющая услуги буксирного флота, дочерняя компания "Роснефти", которой принадлежат буксиры в Приморске. Именно эти буксиры вели танкер на швартовку в день аварии. Компанию привлекли к делу как третье лицо по инициативе ответчиков. Как ранее сообщал "Деловой Петербург", представитель греческих компаний в суде предположил, что в перспективе "Роснефть" может выступить соответчиком и солидарно разделить с владельцем танкера расходы по возмещению вреда. "Транснефть" также поддержала назначение экспертизы, предложив суду пять кандидатов. Ответчики, в свою очередь, предложили одного кандидата в эксперты. К предстоящему заседанию судьи должны запросить от экспертов согласие на проведение экспертизы.

Параллельно идёт другое дело – оно касается обращения взыскания на судно как на предмет морского залога. В рамках этого спора греческие компании в течение четырех месяцев заявляют судье отводы по одному и тому же основанию – из-за "сомнений в объективности и беспристрастности" судьи.

Суд должен провести оценочную экспертизу и установить начальную продажную стоимость судна, чтобы иметь возможность продать его с торгов. Однако из-за отводов судьи, последний из которых будет рассматриваться 20 ноября, судебное разбирательство по существу до сих пор не начато: оно отложено до 28 ноября.

Ранее в аналогичной ситуации – при подаче ряда жалоб об отводе судьи по одному основанию – суд расценил такие действия как злоупотребление процессуальными правами и препятствование рассмотрению дела (А40-70374/06-138-521). Таким образом, суд пока не может приступить к рассмотрению дела по существу.

Пока же "Транснефть" пытается возместить ущерб за ремонтируемый причал (возмещения упущенной выгоды компания не требует), а греческие судовладельцы – освободить танкер, простой которого обходится в $20 000 в день.