Новости
11 января 2018, 12:23

Центробанк признал свое бессилие в борьбе с недобросовестными НПФ

Центробанк признал свое бессилие в борьбе с недобросовестными НПФ

Банк России признал, что не способен эффективно противодействовать фальсификациям при переводе накопительной части пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой. Об этом пишет РБК.

Это следует из ответа ЦБ на одну из многочисленных жалоб, связанных с манипуляциями НПФ при переводе пенсионных накоплений. Таких обращений в 2017 году регулятор получил примерно в пять раз больше, чем за три предыдущих года, – более 8000. Граждане жалуются, что их так и не перевели в тот фонд, куда они просили, а также на переходы без своего согласия и на потери инвестиционного дохода, о которых не были предупреждены.

Регулятор вправе привлечь НПФ, уличенный в подлоге документов, к административной ответственности. Однако обнаружить манипуляции в ходе переходной кампании гражданин может только после 31 марта следующего года, когда Пенсионный фонд России рассмотрит поданные в течение предыдущего года заявления и примет решения по ним. К этому моменту годичный срок для привлечения к ответственности (установлен ст. 4.5 КоАП РФ), как правило, уже истекает.

В результате у владельцев пенсионных накоплений остается только судебный вариант защиты нарушенных прав. "Недобросовестные фонды или их агенты рассчитывают именно на это, ​учитывая нежелание многих людей начинать судебные разбирательства", – говорит представитель ЦБ. Получив решение суда, гражданин должен направить в НПФ требование вернуть пенсионные накопления предыдущему страховщику, а также перечислить проценты за неправомерное пользование денежными средствами и инвестиционный доход от них.

Выводы регулятора касательно подложности заявления о переходе станут весомым аргументом для суда, хотя и не гарантируют положительного исхода разбирательства, считают юристы. По их мнению, ЦБ мог бы применять к нарушителям иные меры воздействия – например, вынести предписание или даже аннулировать лицензию по причине массовых жалоб. Но таких случаев в российской практике еще не было.