Вступили в силу утвержденные постановлением правительства РФ новые правила оплаты проезда осужденных, следующих в колонию-поселение. Теперь осужденные смогут рассчитывать на то, что государство оплатит им дорогу к месту отбывания наказания, "исходя из прямого беспересадочного сообщения", и выдаст тюремный паек на всю поездку.
В правилах перечисляются виды транспорта, которыми осужденный может следовать к месту отбывания наказания: плацкартные вагоны поездов дальнего следования, электрички, пригородный автотранспорт, кроме автобусов повышенной комфортности и такси, каюты четвертого и пятого классов на морских судах и третьего класса на речных, а также эконом-класс на самолетах, если нет других способов добраться до колонии-поселения. Если органы ФСИН не могут сами заранее приобрести билет, то осужденный получает в кассе местного управления ФСИН наличные деньги, а по месту прибытия сдает в бухгалтерию билеты и квитанции. Кроме оплаты проезда, государство гарантирует осужденному оплату страховых сборов и постельного белья в поезде. Также осужденный получает на все время своего путешествия продукты питания по тюремной норме — суточный паек, если дорога длится более шести часов.
Аналогичный порядок в российской пенитенциарной системе существовал в 1992-1997 годах, но затем власти от него отказались. Начальник НИИ ФСИН РФ Вячеслав Селиверстов, комментируя новые правила, сказал, что кроме "реализации гуманного подхода" самостоятельный проезд осужденных к месту отбывания наказания "несет в себе значительные элементы экономии средств", поскольку не придется оплачивать конвоирование и этапирование. Селиверстов также считает, что "пассажирам поездов и автобусов, чьими попутчиками окажутся осужденные, бояться их не нужно: если бы они представляли общественную опасность, они сидели бы в тюрьме, а не в колонии-поселении".
По данным ФСИН, в России насчитывается более 150 колоний-поселений, в 2008 году в них содержалось 56 тысяч человек.