ПРАВО.ru
Новости
12 октября 2009, 20:22

Правительство не поддержало замену доверенности на авто полисом ОСАГО

Правительство не поддержало замену доверенности на авто полисом ОСАГО
Поправки в Закон об ОСАГО отвергнуты по многим причинам Фото Право.Ru

Правительство РФ подготовило отрицательный отзыв на проект федерального закона № 242295-5 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенный депутатами Государственной Думы И. Лебедевым и С. Ивановым.

Как указывается в проекте официального отзыва, подготовленном в Минфине РФ, "законопроект предусматривает дополнение пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее — Закон об ОСАГО) абзацем, согласно которому лица, указанные владельцем транспортного средства в договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, получают право управления данным транспортным средством на срок действия договора обязательного страхования без каких-либо дополнительных документов, подтверждающих право управления.

Из пояснительной записки следует, что вносимые изменения позволят признать достаточным для подтверждения права пользования транспортным средством наличие страхового полиса ОСАГО, в котором указаны лица, допущенные к управлению транспортным средством, без необходимости оформления доверенности.

Таким образом, в логике законопроекта для лиц, допущенных владельцем транспортного средства при заключении договора обязательного страхования к управлению таким транспортным средством, в качестве доверенности на право управления транспортным средством сможет выступать страховой полис ОСАГО. Однако страховой полис ОСАГО не может заменить доверенность на право управления транспортным средством.

Согласно статье 1 Закона об ОСАГО владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

Соответственно, страхователем по договору обязательного страхования может являться арендатор транспортного средства, лицо, которому выдана доверенность на право управления транспортным средством и иные лица, владеющие транспортным средством на законном основании.

По договору аренды транспортного средства без экипажа согласно статье 642 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Статьей 647 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, владеющее транспортным средством на праве аренды (арендатор), если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа.

В соответствии со статьей 187 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Данное лицо может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. Доверенность на право управления транспортным средством, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. В этой связи в ряде случаев может возникнуть необходимость нотариального удостоверения договора обязательного страхования.

Таким образом, заключая договор страхования, предусматривающий управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, страховщик должен удостовериться, что имеются законные основания для передачи права пользования транспортным средством указанным страхователем лицам. Возлагаемая законопроектом функция несвойственна страховщикам, а, учитывая деятельность посредников (страховых агентов и страховых брокеров) по заключению договоров обязательного страхования неукоснительная проверка законности оснований для передачи права пользования транспортным средством указанным страхователем лицам представляется сомнительной.

Реализация предложенных изменений потребует внесения иных, не предусмотренных законопроектом изменений в законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В частности, потребуется внесение изменений в статью 14 Закона об ОСАГО, поскольку основания предусмотренные абзацами четвертым и шестым указанной статьи станут однородными, уточнение перечня документов, представляемых при заключении договора обязательного страхования, предусмотренного пунктом 3 статьи 15 Закона об ОСАГО и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 263, а также корректировка положений о заключении договора обязательного страхования в целях недопущения заключения со страхователем договора обязательного страхования, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, в случае отсутствия у страхователя законного основания для передачи права управления транспортным средством иным лицам.

Кроме того, предусмотренные законопроектом изменения не позволяют в полном объеме исключить необходимость использования документа, подтверждающего право владения, пользования или распоряжения транспортным средством, поскольку не учитывают, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев прицепов к легковым автомобилям законодательством не предусмотрено.

Необходимо иметь в виду, что используемая в законопроекте терминология порождает двойственность трактовки его положений, поскольку право на управление транспортными средствами, получение которого регламентируется статьей 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", и "право управления", о котором идет речь в законопроекте, имеют разную суть.

Кроме того, предусмотренные законопроектом изменения не позволяют страхователю, владеющему транспортным средством на основании доверенности на право управления данным транспортным средством, использовать такое транспортное средство на основании страхового полиса ОСАГО, не имея при себе доверенности.

Согласно пункту 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Закон об ОСАГО определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Особенности передачи права владения, пользования или распоряжения транспортным средством не являются предметом регулирования Закона об ОСАГО.

Учитывая изложенное, законопроект не поддерживается", резюмирует Минфин, подготовивший проект официального отзыва правительства РФ.