В 2009 году по требованию прокуратуры Мос ковской области отменено 21 постановление налоговых органов о привлечении к административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса за наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, сообщает пресс-служба мособлпрокуратуры.
В 2009 году прокуратура области предъявила в Арбитражный суд Московской области 21 заявление об отмене постановлений налоговых органов о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за осуществление наличных денежных расчетов при продаже товаров без применения контрольно-кассовой техники.
Данное правонарушение предусмотрено статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет за собой наложение административного штрафа.
При обращении в суд прокуратура потребовала признать постановления налоговых органов незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы Федеральными законами от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.
Перечисленные нормы предоставляют налоговым органам право проводить соответствующие проверки, однако не определяют методы и порядок проведения таких проверок и полномочия должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В то же время, установлено, что некоторые сотрудники территориальных подразделений Управления ФНС России по Московской области (Воскресенский, Домодедовский, Подольский муниципальные районы) при осуществлении контроля за применением индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники ввели в практику личное проведение проверочных закупок.
В силу ст.6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям. Налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Таким образом, проведение должностными лицами налоговых органов проверочных закупок при осуществлении контроля за применением субъектами малого и среднего бизнеса контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона, подтверждающие событие правонарушения. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Решениями Арбитражного суда Московской области заявленные прокурором требования по всем делам удовлетворены.
В текущем году прокуратура Московской области продолжит работу на данном направлении, однако, обращает внимание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на то, что они не лишены возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, либо своевременно (в течение 10 дней) обратиться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры.