ПРАВО.ru
Новости
26 февраля 2010, 10:27

Актриса Татьяна Васильева судится за телерекламу МТС

Актриса Татьяна Васильева судится за телерекламу МТС
В России впервые оспорен product placement в кино: адвокат актрисы Татьяны Васильевой требует признать ничтожной сделку между МТС и Продюсерской фирмой Игоря Толстунова («Профит») Фото Право.Ru

В России впервые оспорен product placement в кино: адвокат актрисы Татьяны Васильевой требует признать ничтожной сделку между МТС и Продюсерской фирмой Игоря Толстунова ("Профит"). В фильме "Тариф "Новогодний" содержится скрытая реклама МТС, что противоречит закону, настаивает истец, пишут "Ведомости".

Тариф "Новогодний" вышел в декабре 2008 года. Главный герой теряет телефон и приходит в салон МТС. Сотрудница, которую играет Васильева, предлагает ему подключиться к тарифу "Новогодний", который помогает герою найти и спасти любимую. Сборы картины в СНГ, по оценке "Кинобизнеса сегодня", составили $4 миллиона, а бюджет, по данным "Профит", — $3,5 миллиона. Выход фильма сопровождался рекламной кампанией МТС: оператор запустил одноименный тариф и продвигал его с помощью телероликов с кадрами из картины. Product placement обошелся оператору в 11,3 миллиона рублей. Инвестиции окупились еще до проката: оператор получил готовый рекламный ролик тарифа "Новогодний" с участием звезды — Татьяны Васильевой, рассказывал представитель МТС.

Но актриса заявила, что не давала согласия на съемки в рекламе, и подала иски к МТС и телеканалам о нарушении авторских прав. В конце прошлого года Замоскворецкий суд Москвы отказал Васильевой: ему был предъявлен акт, которым актриса передала "Профиту" все права на "тарифные" видеоматериалы с ее участием. Теперь это решение оспаривается — подпись Васильевой на акте фальшивая, говорит ее адвокат Игорь Лабутичев.

В декабре 2009 года Васильева подала иск к телекомпаниям и МТС в Арбитражный суд города Москвы о возмещении ущерба, а ее адвокат — к МТС и "Профиту". В этом иске Лабутичев требует признать сделку между оператором и студией ничтожной: по договору между ними фильм включает "специальные сцены" с продукцией МТС — это скрытая реклама, а она запрещена. Если сделка будет признана ничтожной, из фильма должны убрать упоминания МТС, объяснил Лабутичев.

Создатели кинофильмов, сериалов, телешоу в России активно используют product placement. К примеру, продюсер Тимур Бекмамбетов на своем последнем фильме "Черная молния" заработал таким образом дополнительные $1,5 миллиона (кассовые сборы — около $20 миллионов). Выручка ТНТ от product placement только в "Доме-2" в 2008 году составила $8 миллионов (общая выручка в том же году — $420 миллионов). Две недели назад управление ФАС по Татарстану признало, что обсуждение участниками шоу "Дом-2" новой приставки Wii является ненадлежащей рекламой: зрители не были о ней предупреждены.

Такие разбирательства служба проводит редко, говорит замначальника управления контроля рекламы ФАС Татьяна Никитина, обращений по поводу кинофильмов не было.

Сам по себе product placement не противоречит законодательству, указывает она, но при этом бренды должны быть органично вписаны в сюжет. Критерии такой "органичности" в законе не прописаны, поэтому решение каждый раз выносится "индивидуально", добавила она.

Известные бренды появляются в фильме не для рекламы, а для создания образа, говорит Толстунов: "К примеру, мне нужно показать, что человек пьет хороший коньяк, это соответствует его статусу, поэтому в кадре может появиться Hennessy". По его словам, мобильная связь, салоны оператора в "Тарифе "Новогоднем" — часть сюжета и фильм вовсе не похож на рекламный ролик МТС.

"Профит" гарантировал, что имеет исключительное право на фрагменты фильма, а также то, что передача МТС прав на отдельные кадры для использования в рекламном ролике происходит на законных основаниях, поэтому претензии Васильевой не имеют отношения к МТС, заявила представитель оператора Ирина Осадчая.

Российские суды нечасто удовлетворяют иски о ничтожности сделок, говорит управляющий партнер "Тулубьева, Осипов и партнеры" Виктор Осипов. Но на руках у истца есть договор сторон о продвижении продукции МТС в фильме, который суд может принять в качестве доказательства, указывает Осипов, что дает Лабутичеву шансы на выигрыш. Продюсеры, считает он, не откажутся от product placement, если суд примет сторону истца, но не будут оформлять столь откровенные договоры с компаниями и станут осторожнее продвигать бренды в фильмах и шоу.