ПРАВО.ru
Новости
15 марта 2010, 18:23

ВС РФ отказал осужденному в отмене Указа Президента о его помиловании

ВС РФ отказал осужденному в отмене Указа Президента о его помиловании
Суд отказал осужденному признать указ президента РФ о его помиловании незаконным Фото Право.Ru

Сегодня Верховный суд РФ отказал в удовлетворении иска осужденного на 25 лет лишения Андрея Давыдова, просившего признать указ Президента РФ от 25 мая 1999 года о его помиловании незаконным, сообщает корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.

Ссылаясь на определение Конституционного суда РФ от 19 ноября 2009 года, Давыдов утверждает, что с момента подписания РФ 16 апреля 1997 года протокола № 6 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", само существование в законодательстве РФ положения, предусматривающего смертную казнь (статья 59 УК РФ), как вид наказания, а равно и отмена приговора по данной статье, противоречит международным обязательствам РФ. В связи с этим осужденный просил признать незаконным указ Президента о его помиловании, поскольку смертная казнь в отношении него и так бы не могла исполняться после подписания этого протокола.

Также заявитель просил ВС РФ обязать Президента России обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности статьи 59 УК РФ. Осужденный на заседание явиться не смог, не прислал своего представителя и просил суд рассмотреть его заявление в его отсутствие.

Представитель Президента РФ Наталья Краснова, пояснила суду, что Давыдов был осужден 27 сентября 1996 года, то есть до подписания РФ протокола № 6 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод". В определении Конституционного суда РФ говорится, что Россия связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею протокол № 6 его объекта и целей. В связи с этим с 16 апреля 1997 года Россией наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.

Краснова подчеркнула, что вынесение судами смертных приговоров, а тем более приведение их в исполнение являлось бы нарушением Россией ее обязательств по статье 18 Венской конвенции. Однако всякий раз смертная казнь в порядке помилования, осуществляемого президентом РФ на основании статьи 89 Конституции РФ, заменялась на наказание, не связанное с лишением осужденного жизни, что позволило государству избежать нарушений своих международных правовых обязательств.

Конституционный суд РФ после подписания Россией протокола № 6 неоднократно рассматривал обращения осужденных, которым в дальнейшем наказания в виде смертной казни заменялись в порядке помилования пожизненным заключением. По этим обращениям КС РФ, начиная с 2006 года, вынес ряд определений, в которых говорилось, что в  связи с подписанием РФ протокола №6  и принятием постановления от 2 февраля 1999 года № 3П, в настоящее время на территории РФ наказание в виде смертной казни назначаться не может.

Таким образом, данная правовая ситуация  не противоречит ни конституционным нормам, ни международным правовым обязательствам.

Постановление 3П, объявившее судебный мораторий на смертную казнь, не отменяет действие нормы уголовного закона, предусматривающее наказание в виде смертной казни.  Оно также не препятствует применению к осужденным акта помилования. Согласно постановлению КС РФ от 19 ноября 2009 года, протокол № 6, который до сих пор не ратифицирован, как таковой не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта непосредственно отменяющего в России смертную казнь.

При этом в федеральном законодательстве сохраняются положения, предусматривающие данный вид наказания и процедуры его назначения и исполнения.

Также Краснова заявила, что издание Президентом РФ в период после 16 апреля 1997 года актов о помиловании явилось гарантией сохранения жизни осужденных, которым по приговору суда было назначено наказание в виде смертной казни и приговоры в отношении которых не были приведены в исполнение. Таким образом, государство не нарушило взятые на себя международные обязательства в части неисполнения наказаний в виде смертной казни.

Ответчик пояснила суду, что Давыдов, будучи приговоренным за совершенные преступления к смертной казни, обратился к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое было удовлетворено. Смертная казнь была заменена 25 годами лишения свободы. Краснова подчеркнула, что более мягкое по сравнению с приговором наказание не может расцениваться как санкция за совершенное преступление, а является актом милосердия по отношению к осужденному.

Также Давыдов в исковом заявлении просил обязать Президента РФ обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности статьи 59 УК РФ. Однако, как пояснила представитель президента, действующим законодательством возможность возложения судом на лицо обязанности обратиться в КС РФ не предусмотрена.