В начале февраля Палата по патентным спорам лишила правовой охраны товарный знак "Печень трески". Теперь прежний владелец известного советского знака — Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" в арбитражном суде оспаривает это решение. В случае победы госкомпания намерена передавать знак по лицензии, как это происходит сейчас с алкогольными брендами. Однако юристы сомневаются, что "Союзплодоимпорт" сможет доказать в суде факт использования рыбного знака.
Графический знак "Печень трески" "Союзплодоимпорт" зарегистрировал в Роспатенте в июле 2003 года. В 2008 году "Мурманский траловый флот" подал в Палату по патентным спорам заявление об отмене правовой охраны этого товарного знака. В начале февраля текущего года палата приняла решение досрочно прекратить правовую охрану графического товарного знака, содержащего надпись "Печень трески" и логотип "Союзплодоимпорта". Этот знак был зарегистрирован по 29-му классу (рыбные консервы).
24 марта 2010 года Арбитражный суд города Москвы зарегистрировал иск от ФКП "Союзплодоимпорт" с пометкой "о признании недействительными решений". Ответчиком по иску выступает Палата по патентным спорам, третьим лицом — ОАО "Мурманский траловый флот". Представитель "Союзплодоимпорта" Нелли Пугачева пояснила, что компания будет добиваться отмены решения палаты от 4 февраля этого года: "Мы будем добиваться возвращения правовой охраны товарного знака „Печень трески“ и рассчитываем на это". В случае восстановления правовой охраны "Союзплодоимпорт" намерен использовать знак, передавая его рыбопереработчикам по лицензии.
Юристы скептически оценивают вероятность победы госкомпании в судебных инстанциях. Товарный знак "Печень трески" вполне может расцениваться как общеизвестный, поскольку в сознании потребителя он ассоциируется не с каким-то конкретным производителем, а скорее с продуктом, поясняет партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Юрист московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Василий Моисеев также считает, что "Союзплодоимпорт" не сможет отменить решения Палаты по патентным спорам и оно останется в силе.
"В то же время если „Союзплодоимпорту“ удастся доказать, что товарный знак им используется, то есть какие-то шансы, что чаша весов перевесит в пользу ФКП", — полагает г-н Моисеев. "Мне кажется, что если использование товарного знака не было доказано ранее, то суд поддержит позицию палаты", — парирует г-н Зеленин.
По оценке руководителя инвестиционно-аналитической группы "Хладопродукт" Тимура Митупова, в 2008 году было произведено 14 миллионов банок "Печени трески" на 15 миллионов долларов (в розничных ценах). 95% консервов произведено в Мурманской области. Одним из крупнейших предприятий по выпуску печени трески является "Мурманский траловый флот".
ФКП "Союзплодоимпорт" учреждено в 2001 году. Владеет и управляет такими товарными знаками, как консервы "Печень трески", "Кильки в томатном соусе", водки "Столичная" / Stolichnaya, "Московская" / Moskovskaya, коньяк "Московский", шампанское "Советское" и др. ФКП также организует экспорт продукции под этими знаками на зарубежные рынки. Этикетку рыбных консервов, получивших известность в советское время, "Союзплодоимпорт" зарегистрировал в Роспатенте в июле 2003 года. Правовую охрану получило только графическое изображение консервов, поскольку само словосочетание "печень трески" не подлежит регистрации на какое-либо лицо. Тогдашний глава "Союзплодоимпорта" Владимир Логинов рассчитывал заключить лицензионные соглашения с производителями консервов, по которым те должны были платить роялти ФКП, но этого не произошло. На момент регистрации бренда, по данным самого ФКП, в России выпускалось 13 млн банок "Печени трески" в год (эксперты оценивали этот объем в денежном выражении в $5-7 млн), а число производителей продукта достигало сорока. В 2008 году, по данным аналитика Рыбного союза Тимура Митупова, было произведено 14 млн банок стоимостью в рознице около $15 млн. "Примерно 95% производства приходится на Мурманскую область, а одно из крупнейших предприятий по выпуску печени трески — "Мурманский траловый флот"",- говорит господин Митупов. Представитель "Мурманского тралового флота" сообщил, что возражение на регистрацию этикетки "Печень трески" за ФКП компания направила еще в 2008 году. "Мы использовали такое же графическое изображение, как наиболее узнаваемое. Нам предложили заключить лицензионный контракт, но было проще изменить свою этикетку, чем платить роялти",- отметил он.