ПРАВО.ru
Новости
15 апреля 2010, 17:48

Правительство отвергло поправки в НК о росте акцизов на сигареты

Правительство отвергло поправки в НК о росте акцизов на сигареты
В ряде государств проведение подобной налоговой политики сопровождалось существенным ростом объемов нелегального оборота табачной продукции

Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного отзыва на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Проект ФЗ был внесен в Государственную Думу депутатами ГД  Н. Герасименко, В. Звагельским и В. Мединским.

Как отмечается в проекте заключения правительства, данным законопроектом предлагается увеличение специфических и адвалорных составляющих ставок акциза на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра, папиросы, а также специфических ставок акциза на прочие табачные изделия в 3 раза в 2011 году и в 1,5 раза в 2012 году по отношению к уровню ставок предшествующего года.

Федеральным законом от 28 ноября 2009 года № 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в 2011 и 2012 годах предусмотрена индексация размера адвалорной составляющей ставки акциза на сигареты, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, на 0,5% ежегодно, а ежегодная индексация специфической составляющей ставки на сигареты с фильтром предусмотрена в размере 22 процента к уровню предшествующего года, на сигареты без фильтра (папиросы) — 40%. Также в 2011 и 2012 годах в соответствии с указанным Федеральным законом будут увеличены ставки акцизов на прочие табачные изделия — около 20% к уровню предшествующего года.

Указанное увеличение ставок акциза на табачную продукцию в настоящее время является оптимальным как с точки зрения увеличения налоговых доходов федерального бюджета, так и недопущения создания экономически выгодных условий для контрабанды и незаконного производства табачных изделий.
Предлагаемое законопроектом увеличение ставок акциза на табачные изделия и, соответственно, резкий единовременный рост цен на данную продукцию может создать экономические предпосылки для существенного роста незаконного оборота табачных изделий.

Так, в ряде государств проведение подобной налоговой политики сопровождалось существенным ростом объемов нелегального оборота табачной продукции. Например, в Латвии доля нелегальных сигарет на рынке достигла 20%, в Эстонии — 20-25%, в Литве — 40%. В то же время в РФ в настоящее время по экспертным оценкам доля незаконного оборота табачных изделий на внутреннем рынке не превышает 1%.

Значительный рост цен на табачные изделия вследствие увеличения ставок акцизов также может привести к увеличению потребления более дешевой и менее качественной продукции, что не отвечает интересам государственной политики Российской Федерации в области здравоохранения. Кроме того, в прилагаемых к законопроекту материалах отсутствуют финансово-экономическое обоснование предлагаемого увеличения ставок акцизов, расчеты и прогнозы социально-экономических последствий реализации законопроекта, а также не указаны основания для исключения из таблицы ставок акцизов подакцизных товаров биди и кретек.

Статья 2 законопроекта о вступлении в силу федерального закона со дня официального опубликования не согласуется со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

По законопроекту имеется замечание юридико-технического характера: в статье 1 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации.

"Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает", — говорится в проекте заключения, подготовленном в Минфине.