ПРАВО.ru
Новости
21 апреля 2010, 17:53

Правительство отвергло поправки в НК о нулевой ставке налога на добычу полезных ископаемых

Правительство отвергло поправки в НК о нулевой ставке налога на добычу полезных ископаемых
Поправки в НК подразумевали нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти

Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ, касающиеся нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти.

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",  был внесен в Государственную Думу Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Как отмечается в проекте отзыва правительства, законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 342 главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) подпунктом 13, устанавливающим ставку налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, добываемой из отложений баженовской свиты, числящихся на государственном балансе запасов полезных ископаемых как "баженовские", при условии использования прямого метода учета количества добытой нефти, в размере 0 рублей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса установлено, что объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 342 Кодекса ставка налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 рублей установлена в отношении нефти, добываемой на вновь разрабатываемых участках недр, расположенных на конкретных территориях Российской Федерации с неразвитой инфраструктурой.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, баженовская свита представляет собой нефтесодержащий пласт, развитый более чем на 700 тыс.кв.км. в центральной части Западной Сибири. Кроме того, разработка баженовской свиты на наиболее продуктивных участках месторождений ведется, начиная с 1970 года.
Предложенный в законопроекте порядок установления налоговой ставки в размере 0 рублей в отношении нефти, добываемой из отложений баженовской свиты, числящихся на государственном балансе запасов полезных ископаемых как "баженовские", то есть из части одного или нескольких месторождений, и вне зависимости от стадии разработки месторождения, не согласуется с приведенными положениями главы 26 Кодекса, а также пунктом 6 статьи 3 Кодекса, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Кроме того, применение ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 рублей в отношении добытого полезного ископаемого, в частности, нефти, в зависимости не от территории расположения участка недр, а от ее учета на государственном балансе запасов полезных ископаемых также не согласуется с указанными положениям главы 26 Кодекса.
При этом данное предложение создаст прецедент для постановки вопроса об установлении пониженных или нулевых ставок налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и иных полезных ископаемых из пластов и залежей, разработка которых также требует внедрения современных методов, повышающих коэффициент извлечения, и соответственно, дополнительных капитальных затрат.
Таким образом, принятие положительного решения по вопросу установления налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 рублей при добыче нефти, добываемой из отложений баженовской свиты, числящихся на государственном балансе запасов полезных ископаемых как "баженовские", приведет к существенному усложнению порядка исчисления, взимания и в целом администрирования налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, что, принимая во внимание высокую значимость налога на добычу полезных ископаемых в формировании доходной части федерального бюджета, представляется необоснованным.

Статья 2 законопроекта о вступлении в силу федерального закона не соответствует статье 5 Кодекса, которой предусмотрен иной порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация законопроекта приведет к снижению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако источники компенсации указанных выпадающих доходов не определены.

По законопроекту также имеются замечания юридико-технического и редакционного характера. В абзаце первом статьи 1 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования статьи 342 Кодекса. В абзаце втором статьи 1 законопроекта наименование государственного баланса запасов полезных ископаемых не согласуется со статьей 31 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах".

"На основании вышеизложенного указанный законопроект не поддерживается", — говорится в проекте отзыва, подготовленном в Минфине.