ПРАВО.ru
Новости
21 мая 2010, 16:22

Адвокат Клювгант: "Ходорковский передал президенту послание. Тот его принял"

Адвокат Клювгант: "Ходорковский передал президенту послание. Тот его принял"
Клювгант: "Ходорковский, когда обращался к президенту, хотел обрисовать проблему, что законы не выполняют. На что президент заявил, что понял проблему и ей занимается" Фото Право.Ru

Сегодня коллегия судей Мосгорсуда под председательством судьи Ларисы Поляковой оставила без удовлетворения жалобу на продление на три месяца срока содержания под стражей экс-главе ЮКОСА Михаилу Ходорковскому и  бывшему руководителю МФО Менатеп Платону Лебедеву, передает из зала суда корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.

Таким образом коллегия судей оставила без изменения постановление Хамовнического районного суда о продлении срока ареста Хордорковскому и Лебедеву.

Напомним, что в своей кассационной жалобе защита Ходорковского и Лебедева жаловались на то, что 14 мая 2010 года судья Хамовнического районного суда Виктор Данилкин продлил им до 17 августа срок содержания под стражей.

Защита подсудимых просила отменить данное постановление как незаконное, необоснованное и нарушающее статью 108 УПК РФ. Кроме того, по мнению адвокатов Ходорковского и Лебедева, суд не указал мотивы продления срока. Как считает защита подсудимых, нет никаких оснований для продления срока содержания под стражей.

Сегодня в Мосгорсуде Ходорковский выступил с дополнением к своей кассационной жалобе. Он заявил, что "всегда можно придумать безупречный ход, чтобы обойти букву закона и нарушить его дух. Необязательно действовать так демонстративно".

Он напомнил, что внесенные президентом Медведевым поправки запрещают арест по предпринимательским статьям, пока вина не доказана судом. "Главный вопрос будут ли применять суды закон, невыгодный рейдерам", — сказал подсудимый.

По его мнению, данное постановление Хамовнического суда является очевидным саботажем политической воли президента. Никакие обстоятельства, сделавшие его подозреваемым и предположения гособвинения относительно его виновности никакого значения для применения нового закона не имеют.

Кроме того, Ходорковский назвал документы, представленные гособвинением, о том, что якобы подсудимые могут скрыться, оказать давление на свидетелей и уничтожить доказательства, фальшивкой и попыткой обмана суда.

"Подобная фальшивка убила Веру Трифонову. Надо вызвать подписанта этой фальшивки в суд и возбудить уголовное дело. Однако автор спрятался, а суд не проявил должной настойчивости, чтобы его отыскать, — отметил Ходорковский.

Он заявил, что данные межведомственные услуги незаконны. "Поступите законно — потребуйте залог. Вносить его никто не будет, потому что мы находимся под стражей по первому уголовному делу. Не нужно демонстрировать неуважение к закону", — подвел итог Ходорковский.

Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант сказал, что данное постановление является игнорированием прямого законодательного запрета. При разрешении ходатайства о применении меры пресечении заключение под стражу применяется в исключительных случаях. Он отметил, что прокуроры просто представили в суд лже-доводы об опасности Ходорковского и Лебедева, поскольку гособвинителю нужна двойная решетка для подсудимых, их цель, чтобы Ходорковский и Лебедев никогда не вышли на свободу.

Кроме того, Клювгант напомнил коллегии судей Мосгорсуда о том, что прокуроры изменили обвинение в хищении на ценовую разницу.

По его мнению, гособвинение не намерено признавать действие статьи 108 УПК РФ и ссылки на неких соучастников, которые скрылись — беззаконные. Также как и незаконны заявления о противодействии правосудию путем обращения в иностранные суды и общения со СМИ. Также нелепо предположение, утверждает адвокат, о страшных деяниях, которые совершат Ходорковский и Лебедев, если окажутся на свободе. Гособвинение в своих доводах о необходимости продления ареста ссылается на несомненный образовательный уровень подсудимых, связи в коммерческих структурах.

Клювгант заявил, что странно, что не требуют ареста защитников.

В мотивировочной части постановления о продлении ареста говорится о тяжести обвинения, о  большом объеме дела и не до конца испорченном за 7 лет здоровье подсудимых. По мнению Клювганта, такие основание и мотивировки находятся за пределами критики. "Постановление судьи Данилкина является саботажем закона и пресечь это нужно сейчас, иначе это приобретет масштаб эпидемии", — заключил адвокат.

Другой адвокат Ходорковского Юрий Шмидт попытался объяснить Коллегии судей Мосгорсуда, что в случае отмены постановления об аресте подсудимых, ничего не изменится. Так как им сидеть до 25 октября 2011 года по приговору по первому уголовному делу.

Адвокат заявил, что считает, данное постановление можно расценивать как "подарок" суда Ходорковскому, так как он покажет миру, что, несмотря на разговоры о правовой реформе и борьбе с правовым нигилизмом, в судебной системе РФ ничего не меняется. Адвокат отметил, что они не хотят принимать такой подарок.

Шмидт заявил, что ходатайство гособвинения и постановление суда — это прямой ущерб для РФ со стороны органов судебной власти, которые должны заботиться об исполнении закона. Постановление Хамовнического суда подтверждает лишний раз политический характер дела, поскольку есть люди, которые опасаются, что Ходорковский и Лебедев выйдут на свободу.

Также адвокат заявил, что в течение всего срока рассмотрения дела они внимательно следят за законотворческим процессом. Несколько раз в Госдуму вносились законопроекты, которые смогли бы повлиять на участь подсудимых, но ни один из них не был принят.

"У Коллегии Мосгорсуда есть возможность вынести законное решение", — в заключение сказал Юрий Шмидт.

Против отмены постановления Хамовнического суда выступил гособвинитель Валерий Лахтин. Он заявил, что защитники подсудимых используют незаконные приемы, когда ссылаются на Дмитрия Медведева и на тех, кто умер в тюрьме, оказывая тем самым психологическое давление на судей. Также Клювган оскорбил органы дознания, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Документы о том, что подсудимые собираются бежать, ничем не опорочены и учтены судами.

Как заявил Лахтин, по мнению Клювганта, защищать государство стыдно. В свою очередь, Лахтин считает, что стыдно обращаться в ЕСПЧ с надуманными жалобами, защищая интересы криминальных группировок и лоббируя их интересы.

Также он сказал, что у гособвинения есть возможность дополнить доказательства предварительного следствия, и скорее всего, оно этим воспользуются. Другие члены преступной группы находятся на свободе. Они находятся в розыске и не представили никаких документов, опровергающих свою виновность. "То есть повели себя как потенциально виновные люди", — заявил Лахтин.

Он отметил, что значительная часть денег от продажи нефти легализована и находится в подконтрольных компаниях и на счетах в иностранных банках.

По мнению Лахтина, в постановлении о продлении ареста суд указал на невозможность окончания рассмотрения дела до 17 мая 2010 года. Постановление судьи Данилкина гособвинитель назвал законным, обоснованным и мотивированным. Поэтом он просил оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.  

Коллегия судей Мосгорсуда, заслушав обе стороны, отказала в удовлетворении кассационной жалобы.

После заседания в Мосгорсуде адвокат Вадим Клювган заявил в беседе с журналистами, что "мы давно ко всему готовы. Это черный день не в жизни Ходорковского, а в жизни нашей страны. В XXI  веке произносить слова „потенциально виновен“ и выносить неправосудные решения —  признак катастрофы. Это движение в обратную сторону. Для Ходорковского ничего не случилось: он сильный мужик, он переживет. Но как переживут его близкие — другой вопрос. Это саботаж закона, который вступил в силу. Пусть теперь думает наш гарант, что делать дальше. Мы свой прошли. Ходорковский хотел докричаться до президента и сделал это".

По поводу вынесенного решения Мосгорсуда и намерения обжаловать этого решения в ЕСПЧ Клювгант отметил: "Мы сказали, что не хотим этого подарка, нам насильно его вручили. Законы не действуют, а открыто саботируются судебной системой. Ходорковский, когда обращался к президенту, хотел обрисовать проблему, что законы не выполняют. На что президент заявил, что понял проблему и ей занимается".