ПРАВО.ru
Новости
25 мая 2010, 16:53

Законопроект запрещает передачу религиозным организациям музейных ценностей

Законопроект запрещает передачу религиозным организациям музейных ценностей
Минэкономразвития опубликовало проект ФЗ О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в гос- или- муниципальной собственности

Минэкономразвития РФ опубликовало проект Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Законопроектом предлагается реализовать положения Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее — Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях") (пункт 3 статьи 21, пункт 2 статьи 22), а также Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (пункт 2 статьи 50, пункт 1 статьи 56), которые предоставляют религиозным организациям право на бесплатное получение в собственность или в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определяемыми ее уставом.

Исходя из положений федерального законодательства о том, что имущество религиозного назначения должно использоваться по своему назначению, а также учитывая сложившуюся практику передачи такого имущества, законопроектом предлагается установить порядок передачи имущества религиозного назначения в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций из федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности. Таким образом, законопроект не имеет целью осуществление реституции имущества религиозного назначения. Передачу имущества предлагается осуществлять по обращениям религиозных организаций для использования в соответствии с целями деятельности религиозных организаций, определенными в их уставах.

В настоящее время передача имущества религиозного назначения в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций осуществляется в соответствии с Положением о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года № 490 (далее — Положение). В соответствии с Положением решения о передаче имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций принимаются Правительством Российской Федерации на основании письменных обращений религиозных организаций, в которых излагается просьба о передаче имущества религиозного назначения с указанием адреса и пообъектного состава такого имущества, а также представлении документов, установленных пунктом 7 Положения. Имущество религиозного назначения, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, передается в порядке, установленном в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, которые, в основном, воспроизводят порядок передачи, установленный указанным Положением.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации имеются некоторые особенности, в том числе в части подходов к определению круга подлежащего передаче религиозным организациям имущества. Так, в собственность религиозных организаций может быть передано только имущество казны согласно закону Санкт-Петербурга от 9 марта 2006 года № 59-12 "О передаче в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга", решению Волгоградской городской думы от 18 мая 2006 г. № 30/628 "Об утверждении положения о порядке передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности городского округа Волгоград", решению Екатеринбургской городской думы второго созыва от 22 июня 1999 г. № 66/3 "Об утверждении положения о порядке передачи религиозным объединениям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности г. Екатеринбурга". Основываясь на принципах равенства религиозных объединений перед законом и отделения их от государства, в целях реализации права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также учитывая, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральным законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, законопроектом предлагается:
- определить понятие имущества религиозного назначения, подлежащего безвозмездной передаче религиозным организациям в собственность либо пользование;
- установить порядок передачи указанного имущества религиозным организациям.

Вместе с тем в статье 1 законопроекта предусмотрено исключение из сферы его регулирования вопросов передачи имущества религиозного назначения, представленного музейными предметами и коллекциями, входящими в состав Музейного фонда Российской Федерации, или документами, входящими в состав Архивного фонда Российской Федерации, или Национального библиотечного фонда. Установление особенностей передачи таких объектов отнесено к законодательству Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, законодательству Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации, а также законодательству о библиотечном деле.

Понятие имущества религиозного назначения предлагается сформулировать исходя из понятия, установленного Положением, включив в него недвижимое имущество: здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения следующих видов деятельности религиозных организаций: богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии, профессионального религиозного образования; монашеской жизнедеятельности; религиозного почитания (паломничества), включая здания для временного проживания паломников; помещения, предназначенные при строительстве зданий, строений, сооружений, в которых они расположены, для совершения и обеспечения указанных видов деятельности религиозных организаций, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей (статья 2). Таким образом, Законопроектом установлен критерий для отнесения имущества к имуществу, имеющему религиозное назначение: имущество при строительстве было предназначено для осуществления и (или) обеспечения религиозных видов деятельности.

Помимо передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения Законопроектом предусмотрена возможность передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества, которое при строительстве не было предназначено для осуществления религиозных видов деятельности, но впоследствии было перепрофилировано (реконструировано) для осуществления указанных видов деятельности, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование (пункт 1 статьи 12). Одновременно в целях обеспечения целостности использования Законопроектом предусмотрена возможность передачи религиозным организациям не имеющего религиозного назначения государственного или муниципального имущества, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый и иной культовый комплекс, которая осуществляется в порядке, предусмотренном Законопроектом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей либо после передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения (пункт 3 статьи 5).
Таким образом, в соответствии с Законопроектом, передаче религиозным организациям подлежит не только построенное для осуществления установленных видов деятельности религиозных организаций имущество, но и имущество, предназначенное для обслуживания имущества религиозного назначения, а также перепрофилированное, в том числе реконструированное, для осуществления и (или) обеспечения установленных Законопроектом видов деятельности религиозных организаций имущество.

Основанием для рассмотрения вопроса о передаче имущества религиозного назначения является письменное заявление религиозной организации, направляемое в уполномоченный орган, в котором излагается просьба о передаче имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования такого имущества, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, и целей, для которых религиозная организация предполагает его использовать, право, на котором предлагается осуществить передачу, с приложением перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения (статья 6). При этом согласно Законопроекту религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество уже передано в безвозмездное пользование, вправе получить указанное имущество в собственность в упрощенном порядке — при предоставлении в уполномоченный орган документов в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 4). Предполагается, что данный перечень будет сокращенным. Уполномоченный орган рассматривает заявление религиозной организации о передаче государственного или муниципального имущества в месячный срок с момента его поступления.
Уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в передаче имущества по основаниям, перечень которых является закрытым, в том числе, в случае подачи заявления иностранной религиозной организацией или представительством иностранной религиозной организации, поскольку в силу статьи 13 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью и на него не распространяется статус религиозного объединения.

Законопроектом предусмотрен плановый характер передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или государственным (муниципальным) учреждениям в случае, если передача такого имущества невозможна без предоставления таким организациям служебных и производственных помещений, обеспечивающих их функциональную деятельность, в случае отсутствия и (или) недостаточности иного имущества для осуществления уставных видов деятельности, а в случае передачи религиозной организации здания (помещения), в котором размещена организация культуры, равноценного здания (помещения). Необходимость предоставления равноценного помещения учреждениям культуры в случае передачи здания, в котором она расположена, предусмотрена в статье 53 Основ законодательства о культуре. В соответствии с Законопроектом план передачи такого имущества будет содержать необходимые мероприятия, сроки и размеры средств соответствующих бюджетов и (или) внебюджетных источников для переселения таких организаций, что является необходимым условием для последующего предоставления имущества религиозным организациям.

Таким образом, предлагаемый механизм обеспечит принятие согласованных решений о передаче такого имущества религиозным организациям, а также обеспечит соблюдение интересов не только религиозных организаций, но и государственных (муниципальных) организаций. Учитывая, что большую часть в составе имущества религиозного назначения составляют объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), Законопроектом установлено положение об их передаче при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, а именно:
- передача объектов осуществляется в порядке, установленном законопроектом, в соответствии с предусмотренными законодательством требованиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- при передаче объекта культурного наследия в собственность или безвозмездное пользование религиозная организация принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности (пользования) на данный объект и указываются в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве объекта культурного наследия;
- объекты культурного наследия федерального значения передаются только централизованным религиозным организациям.

Таким образом, на религиозные организации при передаче им объектов культурного наследия религиозного назначения будут распространяться все требования по сохранению объектов культурного наследия, установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). В целях предотвращения конфликтных ситуаций между религиозными организациями (в случаях, когда имущество находится в безвозмездном пользовании одной религиозной организации, а на него претендует другая религиозная организация), Законопроектом также предусмотрено, что имущество, ранее переданное в безвозмездное пользование одной религиозной организации, может быть передано другой религиозной организации, направившей заявление о его передаче, в случае прекращения в установленном порядке прав на испрашиваемое имущество первой религиозной организации (пункт 4 статьи 3). Также для рассмотрения возможных разногласий, (в том числе об отнесении имущества к имуществу религиозного назначения, определения конфессиональной принадлежности имущества), а также обеспечения публичности передачи законопроектом предусмотрено:
- формирование комиссий, в которые смогут обратиться заинтересованные лица (статья 9);
- обязанность опубликования в сети Интернет информации о передаче имущества религиозным организациям (заявления, принятого решения о передаче).

Принятие законопроекта завершит создание правовой основы передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозным организациям, а также обеспечит принятие решений о передаче данного имущества при соблюдении интересов граждан, публично-правовых образований и религиозных организаций.