ПРАВО.ru
Новости
14 июня 2010, 19:14

Прокурорам предлагается дать право вето на арест

Прокурорам предлагается дать право вето на арест
Поправки в УПК об аресте: "Ходатайство не подлежит удовлетворению судом, если оно не поддержано прокурором либо лицом, возбудившим это ходатайство"

Госдума на минувшей неделе приняла на рассмотрение новую редакцию законопроекта № 187670-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", которым изменяется порядок рассмотрения судом ходатайства о заключении под стражу, а также предусматривается участие защитника при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Проект ФЗ, внесенный членами Совета Федерации А. Молчановым и Н. Шаклеиным, был переработан с учетом замечаний Правительства РФ, Общественной палаты, заксобраний отдельных регионов.

Как говорится в пояснительной записке к новому варианту законопроекта, предлагаемые изменения взаимосвязанных положений части шестой статьи 108 УПК РФ и части восьмой статьи 109 УПК РФ устанавливают обязательный отказ суда в удовлетворении ходатайства следователя об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также о продлении срока содержания под стражей, если ходатайство не поддержано прокурором либо лицом, возбудившим это ходатайство.

Ежегодно судом отклоняется до 20 тысяч незаконных и необоснованных ходатайств следователей об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, из которых каждый десятый является несовершеннолетним. Причем более трети ходатайств следователей отклоняется судом именно по мотивированным требованиям прокурора, которые суд поддерживает в 95% случаев.

Сложившаяся ситуация приводит к возникновению в ходе судебного разбирательства недопустимого конфликта процессуальных интересов должностных лиц со стороны обвинения — прокурора и следователя при расхождении их позиций относительно избрания в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока их содержания под стражей. Этот конфликт вынужден разрешать суд, выполняющий при этом несвойственную ему функцию обвинения вопреки принципам равноправия и состязательности сторон, установленных частью третьей статьи 123 Конституции Российской Федерации, частью третьей статьи 15 и статьей 244 УПК РФ.

Данный законопроект позволит устранить отмеченные недостатки правового регулирования и правоприменения, соблюсти конституционные права и свободы граждан, интересы правосудия в уголовном судопроизводстве.

Об участии защитника при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с частью второй статьи 95 УПК РФ, в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело. На таких встречах может проводиться такое оперативно-розыскное мероприятие, как опрос (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 июня 2000 г. № 11-П, по буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если в отношении этого лица предприняты меры, реально ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, включая свободу передвижения, содержание в изоляции без каких-либо контактов.

Закрепленное в статье 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации право пользоваться помощью адвоката (защитника) является конкретизацией положения, предусмотренного частью 1 той же статьи, — права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 г. № 2-П). Поэтому такая помощь должна быть предоставлена каждому лицу, в том числе в рамках уголовного преследования в любых его формах. Иное истолкование было бы умалением конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которое не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах. Это противоречило бы статьям 55 (часть 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 8-П).

Кроме того, в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. № 924-О-О, действия, проводимые с участием лица, в отношении которого в рамках возбужденного уголовного дела ведется уголовное преследование, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о предоставлении ему защитника, только на том основании, что такие действия осуществлялись не как уголовно-процессуальные, а как оперативно-розыскные.

В целях реализации названного конституционного права проектом предусматривается, что при проведении опроса подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, участие адвоката (защитника) обязательно и обеспечивается этим сотрудником, если опрашиваемое лицо в письменной форме не отказалось от участия адвоката (защитника). Участие адвоката (защитника) во всяком случае обязательно, если подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним либо в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту, либо не владеет языком, на котором ведется опрос. Тем самым, проектом обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о возможном выдвижении против него обвинения и, следовательно, эффективно защищаться, и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученные в ходе расследования доказательства (часть 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации).

Ниже следует текст законопроекта, предоставленный пресс-службой Госдумы:

" Статья 1
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (…) следующие изменения:
1) часть шестую статьи 108 дополнить следующим предложением: "Ходатайство не подлежит удовлетворению судом, если оно не поддержано прокурором либо лицом, возбудившим это ходатайство.";
2) второе предложение части восьмой статьи 109 дополнить после слова "четвертой" словом "шестой".
3) часть вторую статьи 95 дополнить абзацем следующего содержания:
"При проведении таких оперативно-розыскных мероприятий допускается участие защитника.".
Статья 2
Дополнить статью 8 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (…) после абзаца девятого новым абзацем следующего содержания:
"При проведении опроса подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, участие адвоката (защитника) обязательно и обеспечивается этим сотрудником, если опрашиваемое лицо в письменной форме не отказалось от участия адвоката (защитника). Участие адвоката (защитника) во всяком случае обязательно, если подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним либо в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту либо не владеет языком, на котором ведется опрос.".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. "