ПРАВО.ru
Новости
20 августа 2010, 20:41

Ипотека в Москве организована неправильно - УФАС

Ипотека в Москве организована неправильно - УФАС
Инспекцией Московского УФАС выявлены нарушения в ходе проверки соблюдения антимонопольного законодательства Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Фото Право.Ru

Инспекцией Московского Управления ФАС России выявлены нарушения в ходе плановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сообщает пресс-служба УФАС.

По результатам проверки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2.1.2. Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.08.2008 № 766-ПП на Департамент возложены функции организации работы по реализации городских жилищных программ.

Согласно пунктам 2.1.8., 2.2.10 Положения, Департамент осуществляет координацию деятельности участников Московской ипотечной программы в рамках реализации мероприятий программы; учет, контроль, и отчетность по расходованию и возврату средств в рамках программ возмездного предоставления жилья: "Социальная ипотека", "Молодой семье — доступное жилье".

Вместе с тем, согласно представленной в рамках проверки информации, на ГУП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" возложены функции по оформлению и организации реализации жилых помещений, учету средств, поступающих в бюджет города Москвы в рамках реализации программы "Социальная ипотека".

Указанные функции осуществляются ГУП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" на основании распоряжения Департамента от 30.06.2005 № 288 "О проведении эксперимента по реализации жилых помещений, строящихся за счет бюджета города Москвы, по договорам купли — продажи с использованием ипотечного жилищного кредитования", распоряжения Департамента от 12.11.2008 № 2832 "О мерах по выполнению постановления Правительства Москвы от 26.08.2008 № 774-ПП", распоряжения Департамента от 13.11.2006 № 927 "О реализации жилых помещений, строящихся за счет бюджета города Москвы, по договорам купли-продажи с использованием ипотечного жилищного кредитования".

Во исполнение указанных распоряжений ГУП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" заключает договоры о выполнении работ, предметом которых являются работы по сопровождению договора Заказчика на приобретение жилого помещения с использованием ипотечного кредита.

В соответствии с пунктом 3.1. данных договоров за оказание выполненных работ по Договору Заказчик выплачивает Исполнителю (ГУП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий") вознаграждение в размере 1.5 % от стоимости квартиры по договору о приобретении жилого помещения с использованием ипотечного кредита.

Постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве" утверждена Программа развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве.

Разделом II Программы "Основные положения Программы" установлено, что в рамках Московской ипотечной программы действует ОАО Коммерческий банк "Московское ипотечное агентство".

Вместе с тем, пунктом 4 раздела Программы "Порядок и условия приобретения жилья, строящегося за счет средств городского бюджета, очередникам с использованием ипотечного жилищного кредитования" предусмотрено, что при оплате стоимости приобретаемого жилья Покупатель может использовать как собственные, так и заемные средства, полученные им в виде кредита.

Однако Департамент при оформлении передачи в собственность граждан жилых помещений с использованием ипотечного жилищного кредитования в числе документов, необходимых для оформления данных помещений, предоставляет гражданину предварительный договор, одно из условий которого предусматривает, что квартира, приобретаемая Покупателем с помощью кредитных средств по договору купли-продажи будет находится в залоге у Коммерческого Банка "Московское ипотечное агентство" с момента государственной регистрации права собственности Покупателей на квартиру.

Таким образом, по результатам проверки в действиях Департамента установлены признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия актов (Распоряжения Департамента от 30.06.2005 № 288 и от 13.11.2006 № 927), предусматривающих передачу функций Департамента по реализации городской программы "Социальная ипотека" и учету средств, поступающих в бюджет города Москвы в рамках реализации программы "Социальная ипотека" ГУП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий", а также части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части указания в предварительном договоре купле-продажи жилого помещения с использованием ипотечного жилищного кредитования Коммерческого Банка "Московское ипотечное агентство", что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Справка. ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) запрещает органам государственной власти осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.