ПРАВО.ru
Новости
2 сентября 2010, 17:50

Москва: жалобы на милицию можно подать лишь 2 часа раз в неделю

Москва: жалобы на милицию можно подать лишь 2 часа раз в неделю
Пожаловаться на московскую милицию сложно даже в общественной приемной

Как сообщалось ранее, с 25 августа в Москве начали действовать три приемные Общественного совета при ГУВД Москвы, куда каждый житель столицы может обратиться с жалобой на действия милиции, похвалой в адрес правоохранителей или же выступить с предложениями, связанными с работой системы МВД. Однако, пишут "Новые Известия", толп граждан в них не наблюдается из-за строгого регламента приема населения.

Каждая из приемных работает раз в неделю всего лишь по два часа. По телефону необходимо записаться заранее, с собой принести заполненную анкету для "предложения", "жалобы" или "благодарности". Общественный совет объясняет, что все это делается для контроля результатов и отсева недобросовестных жалобщиков. Работа же ведется на общественных началах, поэтому восьмичасовой рабочий день пять раз в неделю организовать сложно. Опрошенные  граждане сомневаются, что "диалог" на таких условиях будет эффективным.

Жители Таганского района мало знают о приемной Общественного совета при ГУВД Москвы, открывшейся в общероссийском фонде "Офицеры России" в 5-м Котельническом переулке. Нужный дом № 12 журналист разыскивала вместе с группой молодых людей, направлявшихся туда же на курсы по информационным технологиям. "А если к ним обратиться, это разве поможет? — удивлялся один из них. — По-моему, никак на дело не повлияет".

В самом общественном совете уверены, что результаты от их работы будут, но не сразу. В день официального открытия 25 августа председатель ОС Светлана Миронюк отмечала, что приемные помогут установить эффективный диалог между москвичами и столичной милицией. Сейчас в Москве открыты три приемные: в пресс-центре ГУВД, в здании агентства РИА Новости и в фонде "Офицеры России" Каждая из них работает два часа раз в неделю с 17.00 до 19.00. Однако для попадания на вожделенный прием гражданам придется запастись терпением. Необходимо записаться по телефону в пресс-центре ГУВД. Но звонить лучше с самого утра, поскольку количество мест ограничено.

Около 15.00 вторника журналист записаться на прием уже не смогла, пришлось идти в фонд "Офицеры России", как говорится, на авось. Первые трудности возникли у железной двери, рядом с которой висела небольшая табличка: "Приемная общественного совета".

Выяснив по домофону, что журналист хочет посмотреть на работу сотрудников, охранник впустил внутрь в небольшое помещение между двумя железными дверями. Внимательно изучив редакционное удостоверение, он долго выяснял у начальства, можно ли впускать корреспондента. Как только новый посетитель позвонил в дверь, охранник попросил журналиста выйти на улицу и подождать, когда позовут.

В этот день прием населения вел президент Федерации автомобильного спорта Москвы Сергей Воробьев. Выйдя на перекур, мужчина объяснил, что на прием журналиста он не пустит по этическим причинам. "Люди такие вещи рассказывают, одно дело я их выслушаю, другое — вы напишете, — сказал г-н Воробьев. — Но можете здесь их расспрашивать". После посещения приемной граждане от общения с прессой отказывались, мотивируя это тем, что обсуждать что-то до решения их проблемы не стоит.

Москвичка Тамара Девяткина попасть к активистам без записи не смогла. "Мне об этой организации друзья рассказали, может, здесь помогут. Я уже не знаю, куда обращаться", — грустно говорила гражданка, записывая телефон приемной. По ее словам, против ее дочери было совершено преступление, а районный отдел милиции уголовное дело не открывает. "Дочь просила возбудить дело по признакам мошенничества в крупном размере. Но предполагаемый мошенник приходится племянником полковнику милиции Департамента по противодействию экстремизму МВД России. Наши обращения в следственное управление СКП по Москве и Управление собственной безопасности ни к чему не привели", — объясняла Тамара Девяткина. Она удивляется, почему пожаловаться на милицию даже гражданским лицам оказывается так сложно.

По словам Сергея Воробьева, серьезную систему учета обращений ввели обоснованно. "Необходимо проводить отсев тех, кто пытается использовать приемную в недобросовестных целях", — объяснял член общественного совета. Всего за два часа на приеме побывали семь человек. Главное при обращении — иметь хоть какой-то отказ от правоохранительных структур. "Достаточно одной инстанции. Например, если вам отказали в возбуждении дела по заявлению в районном отделении милиции", — сказал г-н Воробьев. Случай Тамары Девяткиной, когда пройдены все возможные инстанции, по его словам, далеко не единственный. За время работы приемных в тестовом режиме основной поток обращений был связан с жалобами на милиционеров, редко с благодарностью или предложениями по совершенствованию работы милиции. "Я принял три благодарности на участковых, мы их проверили, это действительно оказались "милиционеры мечты", — подчеркнул г-н Воробьев.

Предположение о том, что появление приемных вызвано неэффективностью работы Департамента собственной безопасности, Сергей Воробьев считает некорректным. "Здесь отлаживается механизм взаимодействия между людьми, это одно из проявлений гражданского общества, а департамент все-таки направлен на выявление нарушений внутри системы, например, "оборотней в погонах", — рассуждал член совета. Говорить о результатах деятельности совета он посчитал преждевременным. "Ко мне в основном поступали жалобы на злоупотребления милиционеров. Это же несправедливо, когда на одном конце стола — незащищенные граждане, а на другом — человек с властными ресурсами. Не каждый может нанять себе адвоката. Пока мы выслушиваем граждан, пытаемся разобраться на человеческом уровне. Если дело окажется серьезным, то обращение отправляется в приемную Колокольцева (глава ГУВД Москвы)", — объяснял Сергей Воробьев. Сам он пообещал взять под свой контроль несколько дел. "Вот приходила девушка с грудным ребенком, которой некому помочь. Если хоть десятая часть из рассказанного ею о противоправных действиях милиционеров — правда, то нужно добиваться их уголовного преследования", — привел пример член совета. Прием во вторник закончился на полчаса позже запланированного времени, двух часов на общественных началах все-таки мало для критики милиции.

Напомним, что в июле в РФ вступили в силу пять законов, регламентирующих работу милиции. Они  важны не только для сотрудников милиции, но и для обычных людей. Возможно, для простых граждан даже больше. Ведь именно для граждан и их безопасности милиция и существует. Поэтому ужесточение отбора в милицейские ряды, прозрачность доходов сотрудников, пошаговый контроль во время исполнения служебных обязанностей, что регламентируют новые законы, — еще одна гарантия, что мы встретим на улице не очередного "майора Евсюкова", а честных, доброжелательных и готовых нас защитить ребят в форме. Более того, узаконенная ответственность за отдачу и выполнение приказов может удержать иного высокопоставленного самодура от ненужного "махания шашкой", а какого-нибудь бюрократа в погонах стимулирует к более быстрому рассмотрению, скажем, чьей-нибудь жалобы или просьбы. Люди должны знать, что теперь не только неправильные действия милиции, но и ее бездействие — тоже наказуемо. И человек, чьи права нарушены, может всегда найти и призвать к ответу "автора" незаконного распоряжения или "саботажника" инструкции, распоряжения, приказа. По сути новые законы — это действительно резкое ужесточение служебной дисциплины. В первую очередь речь идет о чистоте рядов — желающих стать милиционерами будут изучать буквально на просвет. Те, кто имел судимость, — неважно, снятую или нет, кто подвергался уголовному преследованию, пусть и давно прекращенному, стать сотрудником внутренних дел отныне не могут в принципе. Казалось бы, такое правило — само собой разумеющееся. Однако еще лет десять назад на подобные "шероховатости" в биографии кадровики закрывали глаза. Неудивительно, что в милицию проникли не только потенциальные мздоимцы и садисты, но и "засланные казачки" — агенты криминальных структур.