ПРАВО.ru
Новости
5 октября 2010, 18:05

Правительство смягчает для бизнеса нормы техрегулирования

Правительство смягчает для бизнеса нормы техрегулирования
Законопроектом закрепляются новые принципы технического регулирования Фото Право.Ru

На своем сегодняшнем заседании Президиум Правительства РФ рассматривает проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании".

Как сообщает правительственная пресс-служба, проект ФЗ внесен Минпромторгом России.

Законопроект в целом направлен на обеспечение реализации установленного Федеральным законом "О техническом регулировании" принципа единой системы технического регулирования, ускорение интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также с Европейским Союзом в области аккредитации, оценки (подтверждения) соответствия, снижение технических барьеров вывода в обращение впервые выпускаемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, упрощение процедур оценки соответствия продукции требованиям технического регламента, создание национального органа по аккредитации, обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях по аккредитации (IAF, ILAC), формирование условий для международного признания системы аккредитации в Российской Федерации.

Законопроект предусматривает внесение следующих основных изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании":

1. Возможность применения при разработке технических регламентов европейских принципов "нового подхода", предусматривающих установление в технических регламентах "обобщенных требований" к безопасности и характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — процессы), а конкретные требования и процедуры оценки соответствия — в стандартах (подпункт "г" пункта 4).

2. Возможность применения европейского принципа "модульного подхода" подтверждения соответствия продукции установленным обязательным требованиям. Законопроектом предусматривается, что перечень типовых схем (модулей) обязательного подтверждения соответствия вместе с рекомендациями по их использованию утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 12).

3. Создание единой национальной системы аккредитации на основе международных и европейских принципов и подходов. Законопроектом устанавливается, что национальный орган по аккредитации определяется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации (пункт 18).

4. Наделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, правом устанавливать критерии (требования) аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) на основании международных стандартов (подпункт "в" пункта 17).

5. Закрепляются новые принципы технического регулирования (подпункт "г" пункта 3).

6. Из оценки соответствия продукции выведена аккредитация, как одна из ее форм. Такой подход обусловлен необходимостью гармонизации законодательства в сфере технического регулирования для международного признания аккредитации и результатов оценки соответствия (подпункт "в" пункта 4).

7. Возможность применения временных стандартов и стандартов организаций для целей подтверждения соответствия продукции, в том числе инновационной. Законопроектом предусматривается введение нового документа в области стандартизации "предварительный национальный стандарт" (пункт 10).

Кроме того, законопроектом вводится процедура мониторинга применения "предварительного национального стандарта" для принятия решения национальным органом по стандартизации об утверждении его в качестве национального стандарта или об отмене по истечении срока действия (статья 16.2.).

8. Устанавливается, что технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты (федеральный закон, указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации или нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию) (подпункт "д" пункта 4).

9. Устанавливается право заявителя при декларировании соответствия продукции, не применяющего для подтверждения соответствия продукции документы в области стандартизации, обратиться в орган по сертификации за проведением работ по подтверждению соответствия своей продукции требованиям технических регламентов и на основании полученных результатов принять декларацию о соответствии (подпункт "г" пункта 13). Кроме того, согласно законопроекту заявитель вправе использовать свою техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (подпункт "а" пункта 16). Уточняется состав технической документации, позволяющей установить соответствие продукции требованиям соответствующего технического регламента (подпункт "а" пункта 13).

10. Исключение требования об обязательном подтверждении соответствия продукции, на которую не распространяется действие технических регламентов и которая не включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (подпункт "а" пункта 24).

11. Переход на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в электронной форме.

12. Законопроектом устанавливается, что применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О карантине растений" и Законом Российской Федерации "О ветеринарии" до принятия технических регламентов, устанавливающих требования к отдельным видам продукции (подпункт "б" пункта 24).

13. Расширение перечня расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В их число включены работы по проведению экспертизы проектов международных и региональных стандартов (подпункт "а" пункта 22), на разработку международных и региональных стандартов, а также уплату взносов в международные организации аккредитации (подпункт "б" пункта 23). Введение данной нормы обусловлено необходимостью завершения до 1 января 2012 г. работ по уточнению, актуализации региональных (межгосударственных) и национальных стандартов в целях установления единых требований к продукции, а также одинаковых методов исследований (испытаний) и измерений для решения задач, связанных с обеспечением разрабатываемых технических регламентов ЕврАзЭС и таможенного союза стандартами. Для решения данной задачи потребуется дополнительное выделение из федерального бюджета около 350 млн. рублей.

14. Уточнена сфера применения Федерального закона "О техническом регулировании" (подпункт "в" пункта 1).

15. Вводятся новые термины: "аттестат аккредитации", "эксперт по аккредитации", "технический эксперт", "область аккредитации", "область оценки соответствия" и "одобрение типа", а также переработана или уточнена терминология, уже применяемая для целей Федерального закона "О техническом регулировании" ("техническое регулирование", "контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов", "технический регламент" и "испытательная лаборатория (центр)" (пункт 2).

Для правовой системы Российской Федерации принятие законопроекта будет означать дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования.

Принятие законопроекта будет способствовать снижению необоснованных издержек изготовителей продукции (лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя) при выводе продукции в обращение. Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов. Вместе с тем принятие законопроекта потребует внесение изменений в 6 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.