ПРАВО.ru
Новости
28 октября 2010, 15:22

В Госдуму внесены поправки в УПК по освобождению под залог и домашнему аресту

В Госдуму внесены поправки в УПК по освобождению под залог и домашнему аресту
В Госдуму внесены поправки в УПК РФ, расширяющие возможности для применения судебными органами таких мер пресечения, как залог и домашний арест Фото Право.Ru

Как ранее сообщалось, депутаты-единороссы Андрей Назаров и Владимир Груздев внесли в Госдуму поправки в УПК РФ, расширяющие возможности для применения судебными органами таких мер пресечения, как залог и домашний арест.

Законопроект "О внесении изменений в статью 106, статью 107, статью 118 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" зарегистрирован в Думе под № 446219-5.

Как отмечают в пояснительной записке авторы документа, в результате введенных Федеральным законом от 07 апреля 2010 года № 60-ФЗ ограничений при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений экономической направленности, количество заключенных под стражу в первом полугодии 2010 г. сократилось примерно на четверть.

Одновременно предполагалось расширить сферу применения таких альтернативных заключению под стражу мер пресечения, как залог и домашний арест. Однако действующее законодательство не позволяет этого сделать.

Так, в частности, регламентирующей основания для избрания залога и домашнего ареста, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит бланкетное положение со ссылкой на ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая определяет основания заключения лица под стражу. Таким образом, указанные ограничения оснований для применения заключения под стражу автоматически распространяются и на основания избрания мер пресечения в виде залога и домашнего ареста, что исключает их альтернативность, то есть возможность применения одной меры пресечения при невозможности избрания другой.

В связи с этим, законопроектом предлагается более четко разграничить основания для избрания указанных мер пресечения.

Проектом закона уточняется определение понятия "залог". Порядок избрания залога дополняется таким способом, как внесение в информационную систему органа государственной власти или организации соответствующей записи об обременении имущества залогом. Этот способ характерен при передаче в залог имущества, права на которое подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной государственной регистрации или обязательному учету, в том числе недвижимого имущества, бездокументарных ценных бумаг.

Одним из существенных признаков, отражающих суть и назначение домашнего ареста как меры пресечения, является не просто ограничение свободы передвижения подозреваемого или обвиняемого, но запрет на выход его за пределы определенной судом территории, например квартиры, личного земельного участка с домом, больницы, улицы, района и т.д. С учетом этого в проекте закона дается новое определение понятия "домашний арест", а также устанавливаются основания для избрания данной меры пресечения.

Ниже следует текст законопроекта:

" Статья 1

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27, ст. 2706; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 24, ст. 2830, 2833; № 31, ст. 4011; № 50, ст. 6235; 2010, № 11, ст. 1168) следующие изменения:
1) статью 106 изложить в следующей редакции:

"Статья 106. Залог

1. Залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства — в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций и(или) во внесении записи об обременении имущества залогом в информационную систему органа или организации, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную регистрацию или учет прав на соответствующее имущество в целях предупреждения последствий, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса. Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым либо обвиняемым, то ему разъясняется существо подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их нарушения. Не может приниматься в залог имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

2. Залог избирается судом в порядке, установленном частями 3 — 11 статьи 108 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Ходатайствовать об избрании залога вправе следователь с согласия руководителя следственного органа, дознаватель с согласия прокурора, а также подозреваемый, обвиняемый, в отношении которого заявлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или иное лицо, желающее внести залог за этого подозреваемого или обвиняемого. Ходатайство подозреваемого, обвиняемого или иного лица об избрании залога и ходатайство следователя, дознавателя об избрании в отношении этого же подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу или в виде домашнего ареста подлежат рассмотрению и разрешению в одном производстве.

3. Подозреваемый или обвиняемый, находящийся под стражей либо домашним арестом, или лицо, желающее внести залог за него, вправе обратиться в суд по месту производства предварительного расследования с ходатайством об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста на залог. Такое ходатайство не может быть рассмотрено судьей, избравшим ранее в отношении этого же подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде заключения под стражу или в виде домашнего ареста.

4. К ходатайству подозреваемого или обвиняемого об избрании залога в качестве меры пресечения, а также к соответствующему ходатайству лица, желающего внести залог за него, прикладываются документы, подтверждающие право залогодателя на передаваемое в залог имущество, отсутствие ограничений (обременений) прав на такое имущество, а также содержащие сведения о рыночной стоимости передаваемого в залог имущества в период не более месяца до заявления ходатайства в суд, за исключением случаев, когда в качестве предмета залога передаются деньги или когда вид имущества, передаваемого в залог залогодателем, еще не определен. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничение (обременение) прав на имущество не подлежит государственной регистрации или учету, осуществляемому, в том числе депозитарием или держателем реестра владельцев ценных бумаг (регистратором), с залогодателя отбирается письменное обязательство об отсутствии ограничений (обременений) прав на передаваемое в залог имущество.

5. При определении суммы залога учитываются, в том числе размер полученного в результате совершения преступления дохода или причиненного преступлением имущественного ущерба, а также имущественное положение залогодателя. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — менее пятисот тысяч рублей. Для определения рыночной стоимости имущества, передаваемого в качестве залога, а также его подлинности могут быть запрошены соответствующие органы государственной власти и организации, привлечены необходимые специалисты и(или) назначены экспертные исследования.

6. Судья, рассмотрев представленные сторонами документы, материалы дела и сделав вывод о возможности избрания залога в качестве меры пресечения, объявляет сумму залога, определяемую в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи. После объявления суммы залога подозреваемый или обвиняемый либо лицо, желающее внести залог за него, предлагает суду имущество, которое он желает внести в качестве залога, или отказывается от внесения залога. Судья вправе вынести постановление (определение) об избрании залога в качестве меры пресечения либо об избрании залога и отмены меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста в случае, если установленная рыночная стоимость передаваемого в залог имущества за вычетом двадцати пяти процентов превышает объявленную сумму залога.

7. Имущество, не подлежащее в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной государственной регистрации, или учету передается для удержания в орган, в производстве которого находится уголовное дело или в суд в натуре, о чем составляется протокол, который подписывается залогодателем и представителем органа, которому передано соответствующее имущество. Передаваемые в залог денежные средства вносятся на депозитный счет суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело.

8. После подтверждения факта принятия в залог имущества, не подлежащего в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной государственной регистрации или учету, судья выносит постановление (определение) об избрании залога в качестве меры пресечения либо об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста на залог. Если права на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обязательной государственной регистрации или учету, судья выносит постановление (определение) об избрании залога в качестве меры пресечения либо об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста на залог и в течение 24 часов направляет его для исполнения в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав, или организацию, осуществляющую учет прав на такое имущество. Обвиняемый или подозреваемый остается под стражей или домашним арестом до тех пор пока из органа или организации, осуществляющей государственную регистрацию или учет прав на соответствующее имущество, не поступит письменное уведомление о внесении записи об обременении имущества залогом. Судья, получив такое уведомление, направляет его лицу, в производстве которого находится уголовное дело, после чего это лицо своим постановлением в течение 24 часов отменяет меру пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста в порядке, предусмотренном частью второй статьи 110 настоящего Кодекса.

9. При необходимости представления дополнительных материалов или проведения исследований, направленных на установление рыночной стоимости или подлинности передаваемого в качестве залога имущества, судья устанавливает срок представления таких материалов. При этом судья вправе избрать подозреваемому или обвиняемому другую меру пресечения. В случае представления необходимых дополнительных материалов в установленный срок судья отменяет ранее избранную меру пресечения. Непредставление в установленный срок материалов, обосновывающих рыночную стоимость или подлинность имущества, вносимого в качестве залога, не является основанием для отказа в принятии и рассмотрении повторного ходатайства об избрании в качестве меры пресечения залога или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста на залог.

10. Повторное обращение в суд с ходатайством об избрании залога в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость избрания данной меры пресечения или замены ею более строгой меры пресечения.

11. Расходы, связанные с хранением, содержанием и управлением имуществом, внесенным в качестве залога, несет залогодатель. Порядок содержания полученного в качестве залога имущества, управления им и обеспечения его сохранности определяется Правительством Российской Федерации.

12. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, залог обращается в доход государства по судебному решению, выносимому в соответствии со статьей 118 настоящего Кодекса. В остальных случаях при постановлении приговора или вынесении определения либо постановления о прекращении уголовного дела залог возвращается залогодателю, о чем указывается в приговоре либо в постановлении о прекращении уголовного дела.";

2) статью 107 изложить в следующей редакции:

"Статья 107. Домашний арест

1. Домашний арест заключается в установлении ограничения свободы передвижения подозреваемого, обвиняемого в пределах определенной территории — участка местности, строения (сооружения) или помещения (помещений) внутри строения (сооружения), с пребыванием на этой территории в условиях, обеспечивающих контроль за его перемещением.

2. Домашний арест в качестве меры пресечения избирается судом в порядке, установленном частью 3 — 11 статьи 108 настоящего Кодекса, в следующих случаях:
1) при наличии оснований для избрания в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, однако невозможности ее применения с учетом возраста подозреваемого или обвиняемого либо состояния его здоровья;
2) при наличии оснований для избрания меры пресечения в виде залога и невозможности избрания данной меры пресечения в связи с отказом подозреваемого, обвиняемого либо лица, желающее внести залог за него во внесении залога в порядке, установленном частью шестой статьи 106 настоящего Кодекса.
3. В постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретная территория, выход за пределы которой подозреваемому, обвиняемому запрещен, иные запреты и ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, а также орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление контроля за соблюдением установленных ограничений и запретов.";

3) часть шестую статьи 118 изложить в следующей редакции:

"6. Вопрос о порядке обращения в доход государства имущества, внесенного в качестве залога, в случаях, предусмотренных частью двенадцатой статьи 106 настоящего Кодекса, решается в порядке, установленном частями третьей и четвертой настоящей статьи. При этом внесенные в залог денежные средства обращаются в доход государства. Внесенное в качестве залога иное имущество подлежит реализации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, после чего денежные средства в размере суммы залога, а также неоплаченные залогодателем расходы, связанные с реализацией, хранением имущества, управлением им, обращаются в доход государства. Оставшиеся после обращения в доход государства денежные средства возвращаются залогодателю.".

Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. "