ПРАВО.ru
Новости
9 декабря 2010, 14:22

9 причин, по которым Совет судей РФ отверг проект Минфина о зарплате судей

9 причин, по которым Совет судей РФ отверг проект Минфина о зарплате судей
Фото Право.Ru

Совет судей РФ принял решение не поддерживать проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации", подготовленный Минфином РФ. По данному вопросу принято соответствующее постановление, сообщила сегодня пресс-служба совета.

При принятии постановления Совет судей исходил из следующего:

1. Данный законопроект выходит за рамки поручения Президента Российской Федерации. Решение в одном законопроекте вопросов совершенствования процедуры квалификационных классов, пересмотра системы оплаты труда судей и регулирования порядка формирования фонда оплаты труда судей приведет к необоснованному нарушению сроков выполнения поручения Президента Российской Федерации, поскольку вопросы изменения системы оплаты труда судей требуют предварительной глубокой проработки.

Поспешное принятие законов, направленных на изменение норм, регулирующих правовые, социальные и материальные гарантии независимости судей, может привести к нарушению конституционных норм (см. Постановления Конституционного Суда РФ 31 августа 2008 г. № 2-П,  от 20 апреля 2010 г. № 9-П).

2.  В точном соответствии с поручением Президента Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Советом судей Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, как соисполнителями поручения, был подготовлен согласованный проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в части присвоения квалификационных классов судьям). Эти предложения вместе с финансово-экономическим обоснованием 4 марта 2010 года были направлены в Министерство финансов Российской Федерации. Данный законопроект  подготовлен с учетом предложений Минфина России об определении соответствия уровня оплаты труда отдельных категорий судей Российской Федерации с оплатой труда по иным государственным должностям Российской Федерации. Основная цель его принятия — повышение квалификации судей, стимулирование профессионального и карьерного роста, а в итоге — повышение качества отправления правосудия, которое Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на VII Всероссийском съезде судей назвал определяющим фактором демократического развития нашего государства.

Несогласование данного законопроекта Министерством финансов объясняется увеличением объема бюджетных ассигнований федерального бюджета в сумме 13,9 млрд. рублей. Между тем, законопроект Министерства финансов потребует более значительных бюджетных ассигнований  для его реализации в части выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, ежемесячной надбавки к ежемесячному пожизненному содержанию в размере 50-ти процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое должно быть начислено судье при уходе в отставку, а также на выплату выходного пособия.

3. В отличие от действующего законодательства, законопроектом предлагается изменить порядок определения размера должностного оклада судьи. 

В соответствии с частью первой ст. 19 Закона Российской Федерации  "О статусе судей в Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона от 10 января 1996 г. "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", размер должностного оклада судьи исчисляется  в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.  Установленный законом порядок является прозрачным, сбалансированным с должностными окладами Председателей высших судов Российской Федерации и лиц, занимающих государственные должности в других ветвях государственной власти.

Предлагаемая редакция части первой статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"  единого порядка определения ежемесячного денежного вознаграждения, как основополагающего принципа формирования заработной платы, не устанавливает. Это существенно нарушит гарантии повышения оплаты труда судей пропорционально повышению оплаты труда Председателей высших судов и лиц, занимающих государственные должности в других ветвях государственной власти, снизит уровень нормативного закрепления этих гарантий, достигнутый уровень материальной независимости судей, что недопустимо в силу части 2 статьи 55, части 1 статьи 120 и статьи 124 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации", согласно которой  во взаимосвязи со статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

4. Предлагаемая редакция статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" упраздняет надбавку к заработной плате судьи за выслугу лет. Это нововведение не позволит дифференцировать оплату труда судей, имеющих различный стаж по юридической профессии, величина которого влияет и на уровень квалификации судьи. Указанная доплата является одним из материальных стимулов продолжения работы в должности судьи.

5. Также предлагается исключить надбавки за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", которые являются дополнительными стимулами повышения квалификации судей и работников аппарата судов, достижения более высоких результатов в работе, а также привлечения в судебную систему высококвалифицированных юристов, что особенно важно в условиях сложного, нестабильного и объемного законодательства, высокой судебной нагрузки.

Отмена надбавок приведет к ухудшению материального положения работников аппарата судов, что не согласуется с подпунктом "л" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря 2008 г. № Пр-2801.

6. Законопроектом также не включаются в состав ежемесячного денежного вознаграждения 50-процентная доплата к должностному окладу судьи за особые условия труда, надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, ежеквартальное и годовое премирование. Эти составляющие заработной платы позволяют  дифференцировать оплату судьи оперативно в зависимости от нагрузки, сложности рассматриваемой категории дел, объема выполняемой аналитической работы и т.д. Размер этих составляющих установлен законом, что соответствует Европейской хартии о законе "О статусе судей", в соответствии с которой в национальные законы не могут вноситься изменения, направленные на снижение уровня гарантий, уже достигнутых в соответствующих странах. В каждом европейском государстве основные принципы закона о статусе судей излагаются во внутренних законах высшего уровня, а его правила — в нормах не ниже законодательного уровня (п. 1.1 Хартии).

В законопроекте размер двух составляющих ежемесячного денежного вознаграждения законом не определяется, их размер закрыт, как и принципы и порядок формирования. Не содержит проект закона и приложений к нему, в которых бы определялся размер должностного оклада и размер ежемесячного денежного поощрения, а пояснительная записка — обоснования соответствующего размера, позволяющего сделать вывод о снижении или увеличении размера заработной платы судьи.

В силу этого законопроект не устраняет "тяжеловесную и непрозрачную" конструкцию системы оплаты труда судей, как это указано в пояснительной записке, а делает ее более закрытой, не устраняет отсылочных норм к подзаконным актам, не упрощает, а затрудняет порядок формирования фонда оплаты труда, поскольку упраздняются установленные законами размеры конкретных окладов, доплат, надбавок и поощрений.

7. Проектом предлагается исключить из Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" статью вторую, которая закрепляет основополагающую гарантию материальной независимости судьи, в соответствии с которой "Заработная плата судей Российской Федерации и иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными актами, не могут быть уменьшены", что противоречит вышеназванным конституционным нормам и нормам международного права.

При сохранении этой нормы недопустимо уменьшение, а тем более упразднение составляющих заработной платы и иных выплат.

8. Предлагаемые законопроектом предложения (пункт 6  статьи 20-2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции законопроекта) в части присвоения квалификационных классов вновь назначенным судьям (не ранее 9 месяцев и не позднее одного года) не согласуются с положениями пункта 1 статьи 20-1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 1 июля 2010 года № 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 20-1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". В соответствии с этой нормой, вступающей в силу с 1 января 2011 года, впервые назначенному на должность судьи квалификационный класс присваивается по результатам профессиональной переподготовки, которая не может превышать шесть месяцев.

9. Не конструктивной является цель законопроекта об унификации норм оплаты труда судей с нормами, регулирующими оплату труда лиц, занимающих иные государственные должности. К должности судьи в отличие от иных государственных должностей законом предъявляются иные квалификационные и нравственные требования, особая процедура назначения и освобождения от должности, степень ответственности уголовной, гражданско-правовой, социальной за принимаемые решения,  особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск и его последствия, в силу чего государством на высшем законодательном уровне предусматриваются повышенные гарантии их деятельности.

-----
Ниже следует текст Постановления Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2010 г. № 267 "О проекте федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации“:

" Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства Волосатых Р.Е, начальника Управления кадров и государственной службы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Андреевой Н.И., начальника Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Борисова В.Я. о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации" (далее — законопроект), Совет судей Российской Федерации отмечает следующее.

Подготовленным Министерством финансов Российской Федерации законопроектом предлагается установить новые условия оплаты труда судей путем введения ежемесячного денежного вознаграждения, как это предусмотрено для лиц, замещающих иные государственные должности Российской Федерации.

Предполагается, что ежемесячное денежное вознаграждение судьи будет состоять из месячного оклада судьи в соответствии с занимаемой им должностью (должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения.

Размеры должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения предлагается устанавливать указом Президента Российской Федерации, а размер оклада за квалификационный класс -  Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Новые условия оплаты труда судей не предусматривают включение в состав ежемесячного денежного поощрения доплаты за выслугу лет, 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, надбавок за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, а также ежеквартальных и годовой премий.

Законопроектом исключается установленный законом принцип определения размеров должностных окладов судей в процентном отношении к должностным окладам Председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Предлагаемая новая система оплаты труда приравнивает оплату труда судей к оплате труда лиц, замещающих иные государственные должности Российской Федерации, и не учитывает особенности статуса судей, особых условий их деятельности,  не позволяет дифференцировать оплату труда судей с учетом стажа работы, профессиональной и научной квалификации, служебной нагрузки, наличия у судьи почетных и ученых званий.

Указанные изменения приведут к снижению уровня материальных гарантий независимости судьи, установленных законами, и нарушению требований закона о невозможности уменьшения заработной платы судьи и иных выплат, предусмотренных законами и иными нормативными актами. Учитывая изложенное, данная редакция законопроекта Советом судей Российской Федерации не поддерживается.

Этот законопроект подготовлен без предварительной глубокой проработки вопросов изменения системы оплаты труда судей и фактически сводит на нет предусмотренную Перечнем поручений Президента Российской Федерации работу по вопросу совершенствования процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличения количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.

Работа по выполнению поручения Президента Российской Федерации была осуществлена высшими судами, Советом судей Российской Федерации и нашла отражение в качестве консолидированной позиции судейского сообщества в подготовленном проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе судей в Российской Федерации“ (в части присвоения  квалификационных классов судьям). Названный законопроект в марте 2010 года был направлен в Министерство финансов Российской Федерации как основному исполнителю поручения Президента Российской Федерации по этому вопросу.

При разработке данного законопроекта судейское сообщество исходило из того, что совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов — это не только средство дифференциации оплаты труда судей, но и важный стимул повышения судьями своей профессиональной квалификации и поддержания ее на должном уровне.

Однако в законопроекте, предложенном Министерством финансов Российской Федерации, эта идея фактически была утрачена. Кроме того, принятие этого законопроекта по существу исключает дальнейшую работу над законопроектом о совершенствовании системы присвоения квалификационных классов судьям в порядке исполнения поручения Президента Российской Федерации.

На основании вышеизложенного Совет судей Российской Федерации постановляет:

1. Не поддерживать подготовленный Министерством финансов Российской Федерации проект федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации“.

2. Исходить из того, что вопросы совершенствования системы оплаты труда судей носят самостоятельный характер, требуют глубокой проработки и не исключают необходимости своевременного исполнения поручения Президента Российской Федерации, предусмотренного подпунктом „д“ пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей.

3. Направить постановление Совета судей Российской Федерации Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и в  Министерство финансов Российской Федерации. "