ПРАВО.ru
Новости
20 декабря 2010, 15:50

КС по делу чернобыльца постановил пересмотреть не закон, а судебные решения

КС по делу чернобыльца постановил пересмотреть не закон, а судебные решения

Сегодня Конституционный Суд РФ огласил Постановление по делу о проверке конституционности поправки к закону о социальной защите "чернобыльцев", сообщила пресс-служба КС.

Поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности  части 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" послужила жалоба гражданина Рузайкина Ивана Васильевича.

Конституционный Суд РФ постановил, что гражданам из числа военнослужащих, оказавшимся  в зоне радиационного излучения после чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный их  здоровью.

История вопроса. И.В.Рузайкин, проходя  военную службу по контракту, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. К 1995 году, утратив трудоспособность на 80%, он был признан инвалидом II группы. Государство назначило ему пенсию по выслуге лет, увеличив ее на сумму минимального размера  пенсии по инвалидности.

Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставил инвалидам-чернобыльцам ежемесячные выплаты в счет  возмещения вреда. Суммы рассчитывались из среднего заработка пострадавших с учетом степени утраты ими профессиональной трудоспособности. Однако И.В.Рузайкину таких средств не предоставили, поскольку он получал увеличенную пенсию.

Изменения, внесенные в упомянутый закон в 2001 году, гарантировали И.В.Рузайкину эти ежемесячные выплаты. Но получать он их стал в твердой сумме, поскольку право выбора между старым и новым вариантом расчета выплат приобрели лишь те инвалиды, которые обратились с соответствующим заявлением о данных выплатах до дня вступления в силу закона. И.В.Рузайкин сделал это позже, и его доплаты к пенсии составили 2500 рублей в месяц — в два раза меньше возможного.

В 2008 году И.В.Рузайкин обращался в различные судебные инстанции с иском об установлении ежемесячных сумм возмещения вреда, аналогичных выплатам до 2001 года, и о взыскании недополученных сумм возмещения вреда за период с февраля 2001 года по июнь 2008 года (более 500 тысяч рублей). Однако в удовлетворении ему отказали со ссылкой на часть 1 статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года.

Позиция заявителя. Согласно оспариваемой норме граждане, которые до вступления в силу данного закона получали суммы возмещения вреда, исчисленные из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, вправе сохранить ранее установленный размер выплат. А тем, кто их не получал, после вступления в силу закона ежемесячные компенсации устанавливаются в фиксированной сумме.

И.В.Рузайкин полагает, что установление ему фиксированных ежемесячных компенсаций привело к ухудшению его материального положения и лишению признанного за военнослужащими и гарантированного Конституцией РФ права на полное возмещение вреда, причиненного здоровью. 

По мнению заявителя, нарушено его право на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации. И это противоречит Конституции РФ, ее статьями 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39, 42, 45 (части 1 и 2), 53 и 55.

Позиция Суда. Гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный их  здоровью.

Лишение права на возмещение вреда военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы,  Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции еще 1 декабря 1997 года. В соответствии с этим решением КС РФ в 2001 году сложилось новое правовое регулирование в данной сфере, были установлены порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих.  

Изучив жалобу И.В. Рузайкина, Конституционный Суд пришел к выводу, что выплата неполученных денежных компенсаций за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, исчисленных исходя из денежного довольствия, не связана с фактом подачи соответствующего заявления именно в течение этого периода. Выплата компенсаций (исходя из денежного довольствия, а не в твердой сумме)  должна осуществляться как тем гражданам, которые обратились с заявлениями о назначении таких выплат до вступления в силу закона от 12 февраля 2001 года, так и тем, которые обратились после вступления закона в силу.

При ином толковании возникает ограничение прав отдельной категории инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих на сохранение  ранее установленных  выплат.

Суд подчеркнул, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать конституционному принципу равенства. Соблюдение этого принципа гарантирует защиту от всех форм дискриминации и означает запрет на введение ограничений в правах граждан одной категории.  

Конституционный Суд постановил, что при таком конституционно-правовом  истолковании оспоренное положение части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречит Конституции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемая норма не ущемляет права военнослужащих-инвалидов-чернобыльцев, не обратившихся за возмещением вреда здоровью до вступления оспариваемого закона в силу, поскольку не препятствует назначению им  ежемесячных денежных компенсаций, исчисленных исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина Ивана Васильевича подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Председательствовал в процессе БОНДАРЬ Николай Семенович. Судьей-докладчиком по делу был ГАДЖИЕВ Гадис Абдуллаевич.