Новости
22 декабря 2010, 11:27

Эксперты: "Генпрокуратуре удалось отстоять надзор за СК- Чайка победил Бастрыкина"

Эксперты: "Генпрокуратуре удалось отстоять надзор за СК- Чайка победил Бастрыкина"

Как сообщалось ранее, вчера Госдума приняла во втором, решающем чтении самый скандальный законопроект последнего времени, касающийся прав Следственного комитета. Сегодня документ пройдет третье чтение и будет отправлен в Совет Федерации, где получит одобрение, очевидно, еще до Нового года, пишет "Независимая газета".

После подписания проекта Президентом, ведомство Александра Бастрыкина вместе с его начальником отбросит приставку "и.о.". Однако полномочия СК окажутся серьезно урезанными – в сравнении с первоначальным текстом документа. Таким образом, считают эксперты, Генпрокуратура одержала серьезную тактическую победу над отделившимся от нее Следственным комитетом.

Вчерашнее обсуждение в Думе президентского законопроекта "О Следственном комитете РФ" оказалось предсказуемо бурным. На кону стояли важные полномочия ведомств Александра Бастрыкина и Юрия Чайки. Камнем преткновения стали поправки, инициированные группой депутатов. Вернее, одна из них, отклонения которой особенно настойчиво добивался СК.

В документе речь шла о праве прокуроров в порядке надзора истребовать уже закрытые дела из Следственного комитета. Представители СК, находящиеся на связи с главой думского комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным, утверждали, что вмешательство прокуроров внесет сумятицу в работу их ведомства. Депутаты возражали: дела-то закрыты, какое тут беспокойство?

Глава правового управления Генпрокуратуры Олег Логунов сообщил, что он не видит логики в намерении СК вычеркнуть из списка "крамольную" поправку: "Текстом законопроекта предусмотрено, что прокурор вправе отменять незаконно принятое решение о приостановлении уголовных дел, их прекращении, а также принимать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – в плане надзора. Чтобы реализовать свои полномочия, он должен иметь право эти материалы истребовать для изучения". Именно этот механизм отсутствовал в законопроекте.
Собеседник уверен, что поправка не помешает СК: "Она чисто техническая. Закон работает тогда, когда есть инструмент по его реализации". Член экспертного совета ГД по противодействию коррупции Дмитрий Горовцов считает, что эта поправка – принципиальная с точки зрения контроля за деятельностью следователей. Он считает, что благодаря ей российская правоохранительная система избежала большой опасности.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что прокуратуре есть о чем беспокоиться: "Следственный комитет получил феерические права. Сотрудник СК вне рамок уголовного дела может войти куда угодно. И взять что угодно – любой документ. Может войти в вашу редакцию и изъять любую статью вместе с компьютером. Не открывая уголовного дела, просто по собственному желанию". Такое расширение полномочий объективно приведет к падению качества работы, уверен эксперт: "И соответственно сделает Следственный комитет мишенью для его „заклятых друзей“ из Генеральной прокуратуры. По моим наблюдениям, отношения между этими ведомствами находятся далеко за пределами добросовестной конкуренции". С другой стороны, именно эта поправка даст возможность Генеральной прокуратуре реально контролировать СК РФ, отмечает эксперт: "Они только что получили почти все, что хотели, а тут им на шею сажают какого-то начальника, который получает право следить за тем, что они делают".

Адвокат Генрих Падва тоже считает закономерным упорное нежелание следствия знакомить прокуроров с закрытыми делами: "Следователи не хотят отвечать за некачественное проведение следствия, подтасовки, ошибки, некомпетентность – за все…" Собеседник  усматривает в сюжете и коррупционную составляющую: "Если дело возбуждено за взятку, прокурор может это обнаружить".

Как сообщало "Право.Ru", обсуждая 7 декабря привлечение к ответственности сотрудников СК РФ и прочие гарантии, предусмотренные для них, депутат Геннадий Гудков (Справедливая Россия) отметил, что образуется некая каста "неприкасаемых" и в дальнейшем можно будет столкнуться с большим  количеством злоупотреблений со стороны сотрудников этого органа. Порядок привлечения к уголовной и административной ответсвенности  находится в исключительной компетенции следственных органов СК РФ (статья 28 проекта ФЗ). Кроме того, запрещено задержание, привод, личный досмотр сотрудников СК, досмотр вещей и используемого транспорта. Исключение составляют случаи, когда есть угроза безопасности иных лиц и задержание при совершении преступления. По словам Г. Гудкова, "объем гарантий, предусмотренных законопроектом, почти как у депутатов Госдумы". "Это почти неприкосновенность", — отметил он. Кроме того, было высказано мнение, что подчинение СК РФ непосредственно Президенту страны выглядит не совсем корректно в связи с тем, что деятельность СК является уголовно-процессуальной деятельностью  и при такой формулировке Президент "приравнивается к главному прокурору РФ".