ПРАВО.ru
Новости
29 января 2011, 14:53

Госдуме предлагают упразднить статью 15.2 КоАП о штрафах для сотрудников банков

Госдуме предлагают упразднить статью 15.2 КоАП о штрафах для сотрудников банков

В Государственную Думу на уходящей неделе внесен законопроект № 492506-5 "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сообщается в материалах палаты.

Этим документом предлагается исключить административную ответственность за невыполнение должностным лицом кредитной организации обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (в настоящее время санкции статьи 15.2 КоАП предусматривают наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей).

Как отмечает в пояснительной записке к проекту его автор — председатель Комитета ГД по финансовому рынку Владислав Резник, обязанность банков осуществлять контроль за соблюдением их клиентами порядка ведения кассовых операций установлена принятыми в соответствии со статьей 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативными актами Банка России (Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40 и Положение Банка России от 05.01.1998 № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации").

Согласно указанным нормативным актам, кредитные организации вынуждены выполнять функции по проверке полноты оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка, по сверке сумм и дат сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, по соблюдению установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, и других обстоятельств.

При установлении фактов нарушений клиентом порядка работы с денежной наличностью банк направляет соответствующую справку органу Федеральной налоговой службы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации. Самостоятельно принимать меры воздействия к клиентам, допускающим нарушения либо уклоняющимся от предоставления необходимой для проведения проверки информации и документов, кредитные организации не вправе.

Указанные обстоятельства делают осуществление банками данного вида контроля недостаточно эффективным и, вместе с тем, достаточно трудоемким и затратным, отмечает автор законопроекта. Так, анализ данных о трудозатратах, связанных с осуществлением контроля за соблюдением правил ведения кассовых операций показывает, что на проверку только одного клиента сотрудник банка затрачивает в среднем 4,7 часов рабочего времени.

Поскольку компенсация затрат банков на выполнения данной обязанности законодательством не предусмотрена, расходы на проведение контроля банки вынуждены покрывать за счет увеличения цены финансовых услуг.

Также необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязанность осуществления контроля за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложена на налоговые органы.

Кроме того, согласно положениям разделов V и VI части первой Налогового кодекса Российской Федерации, объектами проверки налоговых органов является соблюдение налогоплательщиками правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в том числе наличие первичных документов, регистров бухгалтерского учета или налогового учета, своевременное и правильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций и денежных средств. В рамках указанных проверок, как правило, проверяются движения денежных средств как по банковским счетам, так и по кассе юридических лиц, а также соблюдение требований законодательства в части документального оформления операций.

Согласно части 1 статьи 23.5 КоАП, налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.5, 15.1 и 15.2 этого Кодекса. Соответственно, они вправе устанавливать факты нарушения порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и налагать административные штрафы за такие нарушения (что находит подтверждение в судебной практике).

Таким образом, отмена нормы об административной ответственности должностных лиц банков за невыполнение обязанностей по контролю над выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций не создаст правовой вакуум в области контроля за оборотом наличных денежных средств, будет способствовать устранению избыточных административных процедур, способствовать снижению затрат кредитных организаций и, как следствие, снижению цены финансовых услуг, повышению конкурентоспособности российской банковской системы, считает В. Резник.

 Ниже следует текст законопроекта:

" Статья 1

Признать утратившей силу статью 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2002, № 30, ст. 3029; 2002, № 44, ст. 4295; 2002, № 44, ст. 4298; 2003, № 1, ст. 2; 2003, № 27, ст. 2700 (ч. 1); 2003, № 27 (ч. 2), ст. 2708; 2003, № 27 (ч. 2), ст. 2717; 2003, № 46 (ч. 1), ст. 4440; 2007, № 26 ст. 3089).

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. "