ПРАВО.ru
Новости
30 января 2011, 21:03

Госдума в феврале рассмотрит поправки в УК о смягчении наказаний, имеющие обратную силу

Дума торопится с либерализацией УК

В минувшую пятницу Государственная Дума утвердила календарь своей законопроектной работы на февраль 2011 года, сообщила пресс-служба ГД.

Первый виц-спикер Госдумы Олег Морозов, представивший соответствующий проект на пленарном заседании, отметил, что на пяти заседаниях в феврале предполагается рассмотреть 107 законопроектов. Из них 32 проекта подлежат первоочередному рассмотрению.

В частности, во втором чтении планируется рассмотреть законопроекты о либерализации уголовного законодательства, о лицензировании отдельных видов деятельности, о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки, о совершенствовании порядка налогообложения предпринимательской деятельности с использованием торговых автоматов, об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Как ранее сообщалось, президентский законопроект № 463704-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на либерализацию уголовного законодательства РФ, Госдума приняла в первом чтении 12 января 2011 года. Рассмотрение проекта во втором чтении предварительно намечено на 9 февраля 2011 года.

Законопроектом (с его текстом можно ознакомиться здесь) предполагается изменить подход к отмене условного осуждения при совершении в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести (статья 74 УК РФ).

В частности, законопроектом предусматривается, что в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности, либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.

Аналогичный подход предлагается применить и к отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания при совершении в течение оставшейся неотбытой части наказания умышленного преступления небольшой или средней тяжести.

В статью 79 Кодекса вносятся изменения, предусматривающие, что в случае совершения условно-досрочно освобожденным осужденным преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом.

Законопроектом предполагается установить общую "типовую санкцию" в виде лишения свободы, наиболее характерную для преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Для этого из 68 составов преступлений исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы, тогда как их верхние пределы, которые определяют степень общественной опасности преступления, остались неизменными. Тем самым суду предоставляется возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания за преступления указанных категорий.

Данный подход позволит на практике в полной мере применять принцип справедливости, закрепленный в статье 6 Кодекса.

Предлагаемая законопроектом идея конструирования санкций статей Кодекса не является абсолютно новой. В действующей редакции статей Кодекса указанный подход применяется (за исключением статей, предусматривающих ответственность за особо тяжкие преступления). Однако единая концепция построения санкций статей Кодекса отсутствует.

Наряду с этим, законопроектом предполагаются изменения, которые предоставят судам большую вариативность при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы.

Так, санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф (в качестве основного вида наказания), 12 составов преступлений — исправительными работами.

Данные новеллы не затрагивают имеющие нижние пределы санкций составы преступлений, предусмотренных главой 17 "Преступления против свободы, чести и достоинства личности" (за исключением статей 128 "Незаконное помещение в психиатрический стационар" и 129 "Клевета"), главой 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних", статьями 188 "Контрабанда", 189 "Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники", главой 24 "Преступления против общественной безопасности" (за исключением статей 213 "Хулиганство", 214 "Вандализм", 215 "Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения", 2153 "Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов" и 225 "Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"), главой 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" (за исключением статей 231 "Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества", 234 "Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта" и 238 "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности"), главой 29 "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства", статьями 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", 286 "Превышение должностных полномочий", 290 "Получение взятки" и 291 "Дача взятки", некоторыми статьями глав 31 "Преступления против правосудия" и 32 "Преступления против порядка управления", а также главой 34 "Преступления против мира и безопасности человечества".

В соответствии с частью второй статьи 10 Кодекса, если уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

В официальном отзыве Верховного суда РФ, поддержавшего законопроект, говорится: "В частях четвертой и пятой статьи 74 УК РФ и в части седьмой статьи 79 УК РФ в редакции проекта предлагается закрепить иной подход к отмене условного осуждения при совершении в течение испытательного срока преступления средней тяжести и к отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания при совершении в течение оставшейся неотбытой части наказания умышленного преступления небольшой или средней тяжести. Законопроект предусматривает, что в этих случаях вопрос об отмене или сохранении условного осуждения и условно-досрочного освобождения решается судом.

В проекте закона предлагается из санкций 68 составов преступлений исключить нижний предел наказания в виде лишения свободы, сохранив существующий верхний предел, который определяет степень общественной опасности преступления. В 115 составах преступлений предлагается исключить нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. Кроме того, законопроект предусматривает дополнение санкций ряда статей наказаниями, не связанными с лишением свободы, в целях предоставления судам большей вариативности при назначении наказания.

Так, если в санкции статьи Особенной части УК РФ не предусмотрен низший предел наказания, то, следовательно, с учетом положений Общей части УК РФ наказание в виде исправительных работ может быть назначено на срок от двух месяцев (статья 50 УК РФ), наказание в виде ареста может быть назначено на срок от одного месяца (статья 54 УК РФ), наказание в виде лишения свободы может быть назначено на срок от двух месяцев (статья 56 УК РФ).

Наряду с этим законопроект не затрагивает имеющийся нижний предел санкций статей 105, 126, 131, 132, 205, 2051, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 285, 290, 291 УК РФ и санкций ряда других составов преступлений.

В силу положений части второй статьи 54 Конституции Российской Федерации и статьи 10 УК РФ, рассматриваемый законопроект в случае его принятия будет иметь обратную силу. В соответствии с частью второй статьи 10 УК РФ и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 4-П, в связи с изданием нового уголовного закона, смягчающего ответственность осужденного за совершенное им преступление, назначенное ему наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных нормами, как Особенной части, так и Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции этого закона."