Как сообщалось ранее, глава Минздрава Татьяна Голикова заявила, что в России будет действовать закон, гарантирующий равные права и возможности мужчин и женщин. Между тем, эксперты высказывают сомнения в целесообразности принятия такого закона, пишут "Известия".
- Международные структуры, в том числе МОТ (Всемирная организация труда), в угоду которым Минздравсоцразвития намерено принять этот закон, на мой взгляд, структуры отжившие. Устарели и такие классические институты, как Трудовой кодекс. В России лишь 20% работников реально живут по нему, остальные 50 миллионов занятых — нет, и поскольку мы не видим восстаний против капитала, очевидно, что это всех в целом устраивает, — считает руководитель Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов.
В прошлом году Россия присоединилась к Конвенции по продолжительности отпусков, и никаких значительных изменений не произошло, напоминает эксперт. "Гендерный" закон ожидает такая же судьба.
- Этот закон можно принимать, можно не принимать. Вероятно, он не будет дорогим, не потребует бюджетных затрат, его изготовят внутри ведомства в рамках текущей деятельности. Если это надо для международного престижа — пусть будет, но если так случится, что он исчезнет, никто и не заметит, — говорит Смирнов.
Согласен с ним и эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.
- Закон явно отвлекает от реальных проблем, которые есть в стране, например, в сфере защиты материнства и детства. Это, на мой взгляд, чистой воды пиар. У нас есть целая система нормативных актов, которые не только утверждают равенство полов, но и ставят женщину в привилегированное положение относительно мужчины. Например, на производстве женщине запрещено, по нормативам охраны труда, поднимать тяжести, которые разрешено поднимать мужчине, — говорит Павел Салин.
По его мнению, пиар может закончиться и вовсе абсурдом.
- Такой закон создаст угрозу возникновения тех перекосов, которые наблюдаются в ряде стран, прежде всего в США. Я не исключаю, что в результате в России в официальных документах запретят слова "отец" и "мать" в угоду более нейтральным терминам, — предполагает Салин.
А директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева замечает, что проблему не решить законом. Хотя формально женщин с высшим образованием больше, чем мужчин, женщины не выбирают те специальности, которые выводят их на авансцену экономической жизни. Чаще всего они становятся педагогами или врачами. А в экономике и юриспруденции доминируют мужчины.
- Я буквально только что вышла с совещания в Белом доме по стратегии 2020. Там было около 80 человек, и я специально посчитала: из них только шесть женщин. Можно ли это отрегулировать законодательно? Не уверена. Отдельные пункты можно выделить. Но дело все-таки не в законах, а в реальной практике, — резюмирует Малева.