ПРАВО.ru
Новости
24 февраля 2011, 21:04

Верховный суд поправил Минтранс и признал право ВИЧ-инфицированного пилота летать

Верховный суд поправил Минтранс и признал право ВИЧ-инфицированного пилота летать

Верховный суд РФ удовлетворил заявление пилота гражданской авиации, который хотел вернуться к летной работе несмотря на наличие у него ВИЧ-инфекции. ВИЧ-положительные пилоты признавались негодными к выполнению полетов на основании одного из пунктов приказа Минтранса. Однако суд решил, что это положение противоречит закону и должно быть отменено.

В настоящий момент для представителей летных профессий — пилотов, штурманов, бортпроводников, курсантов учебных заведений гражданской авиации и других — действуют федеральные правила медицинского освидетельствования, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 22 апреля 2002 года №50. Пунктом 42.1 Приложения №3 к этому документу установлено, что наличие СПИДа или ВИЧ-инфекции является основанием для признания авиационного персонала негодным к профессиональной деятельности.

Бывший пилот гражданской авиации Александр С. обратился в Верховный суд с заявлением о признании этого положения недействующим с момента принятия. По его мнению, запрет на профессию для ВИЧ-положительных пилотов противоречит Федеральному закону от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ "О предупреждении распространения в РФ… ВИЧ-инфекции" (см. текст закона в СПС "Право.Ru") и нарушает конституционное право на труд.

Присутствовавший в заседании представитель Минтранса заявил, что это положение не противоречит законодательству и его отмена "может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций". Прокурор Генпрокуратуры Масалова, которая подготовила заключение по делу, просила требование заявителя удовлетворить.

В результате суд встал на сторону заявителя. Как сказано в решении суда, согласно закону "О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции", права и свободы граждан могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только Федеральным законом. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу или в образовательные учреждения, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных из-за наличия у них этой болезни. Следовательно, оспариваемый пункт приказа Минтранса подлежит признанию недействующим с момента его принятия.

Кроме того, Верховный суд отмечает, что практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО), с учетом которой были утверждены российские авиационные правила, не предусматривает абсолютного запрета на допуск ВИЧ-инфицированных к летной работе. В частности, в одном из приложений к чикагской Конвенции о международной гражданской авиации сказано, что если состояние пилота с ВИЧ-инфекцией не препятствует выполнению его профессиональных обязанностей, он допускается к полетам. Решение суда по делу доступно здесь.