ПРАВО.ru
Новости
6 июля 2011, 23:00

Госдума приняла спорный закон об упразднении коллегии из трех судей в райсудах

Госдума приняла спорный закон об упразднении коллегии из трех судей в райсудах
Фото с сайта rus.ruvr.ru

Госдума приняла сегодня во втором и третьем чтениях законопроект, который исключает из УПК РФ положения о рассмотрении уголовных дел по ряду тяжких и особо тяжких преступлений в районном суде коллегией из трех судей. Предполагается, что это позволит перераспределить штатную численность федеральных судей в суды, в которых нагрузка на судей превышает среднестатистические нормы. Эти поправки в законодательство вступят в силу не с момента официального опубликования, как планировалось изначально, а с 1 января 2013 года.

Проект федерального закона № 556064-5 "О внесении изменений в статьи 30 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" был внесен в Госдуму 31 мая 2011 года председателем Комитета ГД по законодательству Павлом Крашенинниковым, главой Комитета ГД по госстроительству Владимиром Плигиным и депутатами Владимиром Груздевым и Верой Лекаревой. С текстом документа можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.

Документом предлагается в пункте 3 статьи 30 УПК РФ (Состав суда) указать, что "коллегия из трех судей Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда" (рассматривает) "уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями 2-4, 208 частью 1, 212 частью 1, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи  105, частью 3 статьи 126, частями 3 и 4 статьи 131, статьями 209-211, 227,  частью 3 статьи 263, частью 3 статьи 263.1, частью 3 статьи 267, частью 3 статьи 269, 277, частями 3 и 4 статьи 290, 294-302, частями 2 и 3 статьи 303, статьями 304, 305, 317, частью 3 статьи 321, частью 2 статьи 322, 353-358, частями 1 и 2 статьи 359 и статьей 360 УК РФ.

Действующая норма УПК РФ предусматривает, что уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Такое правило было введено с 1 января 2004 года и было призвано создать альтернативу упраздненному коллегиальному порядку рассмотрения отдельных категорий дел судьей с участием двух народных заседателей. Тогда были проведены организационно-штатные мероприятия по увеличению их численности из расчета не менее трех штатных единиц судей на каждый суд данного уровня.

"Однако практика работы районных судов показала, что данная норма оказалась невостребованной, и содержание в штате некоторых районных судов трех единиц федеральных судей является необоснованным с точки зрения соотнесения их служебной нагрузки со среднестатистическими данными по России. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2010 году в районных судах было рассмотрено свыше 554 тысяч дел, из которых коллегией из трех судей рассмотрено 658 дел или 0,1%", — говорилось в пояснительной записке к законопроекту.

Авторы также обращают внимание на то, что на конец 2010 года в России функционировало 2 315 районных судов, в большинстве районных судов уголовные дела в таком составе суда вообще не рассматривались.

"Таким образом, для рассмотрения в районном суде уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях вполне достаточным является состав суда в виде федерального судьи", — отмечают авторы законодательной инициативы.

Депутат от фракции "Справедливая Россия" Елена Мизулина, выступая сегодня в Госдуме, заявила, что этот законопроект является коррупционоемким, "районный судья получает неограниченные полномочия при рассмотрении уголовных дел о тяжких преступлениях". "Законопроект выгоден только тем, кто привык делать социальные заказы на судебные решения путем подкупа и шантажа судей. Этот законопроект – символ недоверия гражданам, потому что он исключает возможность распространения суда присяжных на районные суды. Предлагаемый законопроект фактически отдает на откуп отдельному профессиональному судье определение цены, достоинства человека", — сказала она.