ПРАВО.ru
Новости
8 сентября 2011, 14:47

Неисправность, керосин, ошибка пилотов и теракт - СМИ пишут о версиях вчерашней авиакатастрофы в Ярославле

Неисправность, керосин, ошибка пилотов и теракт - СМИ пишут о версиях вчерашней авиакатастрофы в Ярославле
Фото с сайта sibnovosti.ru

По факту авиакатастрофы под Ярославлем, в которой в результате крушения самолета Як-42 погибли 43 человека — одна из лучших хоккейных команд России, "Локомотив", почти в полном составе, — Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"). При этом, как и во всех случаях авиакатастроф, СКР будет ждать выводов технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета о причинах случившегося. Вчера следователи также проводили выемки документов в авиакомпании "Як-Сервис", которая эксплуатировала разбившийся самолет.

Между тем в СМИ к сегодняшнему утру появилось несколько версий случившегося. Как пишет "Коммерсант", трагедия могла произойти из-за неисправности, возникшей в момент разгона лайнера (эта версия упоминается чаще всего). "Пилоты, летающие на Як-42, полагают, что причиной катастрофы могла стать проблема с силовыми установками, „спонтанно“ возникшая при разгоне воздушного судна… Проблема, скорее всего, застигла экипаж врасплох, когда скорость превысила 200 км/ч, когда самолет, даже начав экстренное торможение, уже не смог бы остановиться в пределах полосы", — пишет газета. К числу возможных "спонтанных" проблем при взлете опрошенные изданием пилоты относят такие, например, как помпаж (срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя), заброс (резкое повышение температуры в двигателях), падение давления масла или топлива.

Эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев, мнение которого приводят "Известия", отмечает дополнительно, что недостаток мощности двигателей мог быть связан с некачественным керосином — сейчас в аэропортах дефицит топлива. Среди других возможных причин крушения самолета Гусев называет невыпущенные закрылки или их несинхронную работу. По такой же причине в Москве в 2000 году на взлете разбился самолет Як-40 с бизнесменом, главой компании "Группа "Альянс" Зией Бажаевым и журналистом Артемом Боровиком на борту. Не исключается и попадание в воздухозаборники птиц.

Помимо версий технической неисправности и нарушений правил эксплуатации самолета, по информации "Известий", следствие не исключает также, что причиной авиакатастрофы мог быть и теракт (по информации издания, спецслужбы отрабатывают эту версию). В пользу нее, по мнению газеты, должен говорить тот факт, что очевидцы катастрофы говорят о том, которого самолет развалился уже в воздухе. При этом якобы был услышан хлопок, после чего на землю упали уже одни обломки.

Неисправности могли наложиться и на ошибки летчиков — об этом тоже говорится в средствах массовой информации. Опрошенные "Коммерсантом" специалисты, например, предполагают, что пилоты лайнера, "по каким-то причинам проскочившего точку безопасного отрыва" могли попытаться "компенсировать это за счет увеличения тяги двигателей и более крутого подъема, которые Як-42 просто не смог преодолеть". Эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев, мнение которого приводят "Известия", сославшись на слова диспетчера, рассказал, что лайнер оторвался от полосы слишком далеко, "перебежав" ее. Гусев считает, что пройдя "точку принятия решения", в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он допускает, что летчик,  скорее всего, совершил типичную ошибку — "поддернул" лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло, полагает Гусев. С ним согласен и летчик-испытатель Александр Акименков. По его мнению, видимо, падение тяги произошло, когда уже остановить самолет было невозможно и летчики решили "уйти продолженным взлетом", что требует соответствующей подготовки. "Рядовых летчиков этой методике не обучают и в результате поднять самолет они не смогли", — предполагает Акименков.

Еще одна версия, источником которой являются ярославские интернет-форумы, пишет "Газета.Ru", — это предположение о том, что самолету могло не хватить для разгона взлетно-посадочной полосы из-за скопления в аэропорту частных бортов, на которых прибыли участники открывшегося вчера Мирового политического форума, где сегодня должен выступить Президент России Дмитрий Медведев.

Напомним, что крушение Як-42 произошло вчера в 16.02 по московскому времени. Самолет рухнул на землю с небольшой высоты сразу после взлета, задев мачту радиомаяка и загорелся, при этом часть фюзеляжа упала в Волгу. Из 45 находящихся на борту человек выжили двое — бортмеханик Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов.

Разбивший Як-42, по данным Росавиации, был выпущен в 1993 году. Сертификат летной годности у воздушного судна заканчивался в октябре этого года, после чего ему предстояло пройти ремонт, указывает "Коммерсант". Последний комплексный осмотр этого самолета был проведен 16 августа 2011 года в Казани, оперативный — перед вылетом из Ярославля. По данным Росавиации, Як-42 налетал 6233 часа при норме в пятнадцать тысяч.

Погибшие спортсмены были застрахованы в страховой группе "Уралсиб". По контракту их родственникам в течение трех месяцев единовременно выплачивается компенсация в размере 200% суммы зарплаты за сезон, и страховщик готов выполнять обязательства, пишут "Ведомости".