ПРАВО.ru
Новости
28 октября 2011, 13:25

Валерий Зорькин: "Никакая власть никогда не диктовала и не будет диктовать Конституционному Суду, какие решения ему принимать"

Валерий Зорькин: "Никакая власть никогда не диктовала и не будет диктовать Конституционному Суду, какие решения ему принимать"
Фото Право.Ru

В петербургском Дворце конгрессов начала свою работу международная конференция, приуроченная к двадцатилетию Конституционного Суда РФ. На ней много именитых гостей, включая зарубежных, а также присутствует глава Верховного Суда Вячеслав Лебедев. Высший Арбитражный Суд представляет зампред Сергей Амосов. Выступая с докладом, глава КС Валерий Зорькин подчеркнул, что Конституционный Суд — это не всемогущий вершитель судеб, а лишь конституционный арбитр.

Зорькин рассказал, что 20 лет назад в обществе господствовало ощущение правовой эйфории, "юридического романтизма". Звучали революционные призывы "отряхнуть с ног прах советского права и начать строить с чистого листа" и наивные иллюзии насчет возможности "догнать и перегнать" развитые страны в создании правового социального государства.

Главным за прошедшие два десятилетия Зорькин назвал тот факт, что конституционное правосудие в России состоялось и работает. При этом у КС, по словам его главы, есть беспрецедентные прерогативы. И поэтому множество искушений к радикальному использованию этих прерогатив, к впадению в разного рода крайности интерпретаций конституционной законности.

По словам Зорькина, многие из конфликтующих в стране сил хотели бы сделать Конституционный Суд с предоставленными ему огромными полномочиями, своим послушным инструментом. Но также отметил, что "никакая власть никогда не диктовала и не будет диктовать Конституционному Суду, какие решения ему принимать".

Зорькин вспомнил про одно из первых дел КС — проверку конституционности указа Бориса Ельцина "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он в декабре 1991 года объединил министерства государственной безопасности и внутренних дел. Глава КС пояснил, что решение это было признано незаконным, поскольку предусматривало создание почти всевластного органа, который по своим функциям напоминает НКВД сталинско-бериевского образца, и вопиющим образом противоречило и правовой теории, и правовой практике демократических стран, на которую парадоксальным образом ссылались инициаторы и авторы данного Указа.