ПРАВО.ru
Новости
10 ноября 2011, 20:56

МЭР нашел слабые места в предложенной Минфином системе регистрации заложенного движимого имущества

МЭР нашел слабые места в предложенной Минфином системе регистрации заложенного движимого имущества
Фото Право.Ru

Законопроекты Минфина РФ о создании в России электронной системы регистрации заложенного движимого имущества подверглись критике в Минэкономразвития – по итогам публичных консультаций в них выявлено множество неточностей. Однако в случае доработки документа Минэкономразвития готово признать, что в проектах нет норм, вводящих избыточные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, либо способствующих возникновению необоснованных расходов предпринимателей или бюджетов всех уровней.

В середине октября были обнародованы два законопроекта Минфина, которые предусматривают создание в России электронной системы регистрации заложенного движимого имущества. Согласно документу, уведомления о наличии залога направлять регистратору будут банки, даже если не имеют отношения к возникновению залоговых отношений. Вести базу данных поручат Центральному каталогу кредитных историй. Следить за соблюдением банками правил будет Банк России. По мнению разработчиков этого порядка, он позволит заинтересованным лицам оперативно получить информацию о наличии обременения на движимое имущество, например, при покупке автомобилей.

За незаконные действия по получению или распространению информации, содержащейся в уведомлении о залоге движимого имущества, согласно законопроекту, граждане будут наказываться штрафом в размере от 1000 до 2500 руб., должностные лица — от 2500 до 5000 руб., юрлица — от 30 000 до 50 000 руб.

В своем заключении об оценке регулирующего воздействия этих двух проектов законов Минэкономразвития указывает и приблизительную стоимость внедрения в жизнь предложений Минфина. "Единовременные издержки, связанные с внедрением технологии, доработкой программного обеспечения, проведением обучения сотрудников составят порядка 2,95 млрд руб. у кредитных организаций, не менее 11,6 млн руб. у бюро кредитных историй и не менее 4,1 млн руб. у Банка России.  Периодические издержки, непосредственно связанные с отправлением уведомлений банками, будут составлять около 1,8 млрд руб. ежегодно (не менее 203 руб. за отправку одного уведомления)", — говорится в заключении.

При этом Минэкономразвития отмечает, что эти издержки будут компенсироваться заемщиками кредитных организаций. "При допущении, что затраты на внедрение технологий должны окупиться за три года, затраты, которые необходимо понести заемщику в связи с отправкой уведомлений по одному договору залога (за два уведомления) составят не менее 906 рублей (без учета накладных расходов и прибыли кредитной организации). При этом усредненное относительное удорожание кредитов (удорожание связано с издержками по отправке уведомлений) для физических лиц составит не менее 2,3% годовых, для юрлиц – не менее 0,14% годовых", — говорится в документе.

Вместе с тем Минэкономразвития, ссылаясь на зарубежный опыт, "концептуально поддерживает идею обязательной регистрации тех предметов движимого имущества, которые могут использоваться длительное время разными собственниками без существенной потери своей стоимости в связи с их передачей (например, автомобили)". В то же время министерство предлагает Минфину в качестве альтернативы рассмотреть вариант введения обязательной регистрации залогов для автомобилей органом государственной регистрации.

Кроме того, у Минэкономразвития возникли и замечания к тексту законопроектов. В частности, "переходные положения законопроекта не определяют, распространяется ли действие законопроекта на существующие отношения". "Следовало бы прямо определить, применяются ли положения законопроекта в случаях, когда договоры залога были заключены непосредственно до даты вступления в силу проектов актов", — говорится в заключении.

Также министерство обратило внимание и на отсутствие регламентации очередности по отношениям залога, возникшим до вступления в силу проектов актов. Недостаточно эффективным Минэкономразвития представляется и предлагаемый проектами актов механизм защиты от направления заведомо ложных сведений. Санкции за нарушение (от 30 000 до 50 000 руб.  – для юрлиц) "несопоставимы с возможными издержками на исключение из реестра „ошибочной“ записи". Кроме того, в законопроекте не определена ситуация, когда кредитная организация прекращает свою деятельность. "В этом случае непонятно, что происходит с отправленными уведомлениями, каким образом будет изменен статус ранее отправленных уведомлений, и кто вправе это сделать", — говорится в заключении.

Тем не менее Минэкономразвития готово в случае устранения замечаний сделать "вывод о том, что в проектах актов положений, вводящих избыточные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, бюджетов всех уровней, не выявлено".

С текстами законопроектов "О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь и здесь соответственно.