ПРАВО.ru
Новости
5 декабря 2011, 18:39

Правительство РФ избавляет получателей госуслуг от сбора справок в ЗАГС, ФМС и налоговой

Правительство РФ избавляет получателей госуслуг от сбора справок в ЗАГС, ФМС и налоговой
Фото Право.Ru

Президиум Правительства РФ на сегодняшнем заседании рассмотривает законопроект, направленный на формирование достоверной информационной базы граждан по месту регистрации и месту жительства. Проект закона также вносит изменения в законодательство, призванные избавить россиян от сбора различных справок при получении государственных и муниципальных услуг.

Как сообщает правительственная пресс-служба, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" внесен Минюстом России.

Законопроектом, в частности, предлагается из закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" исключить основания снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства в связи с призывом на военную службу и в связи с осуждением к лишению свободы, что позволит создать условия для защиты жилищных прав граждан, проходящих военную службу по призыву, а также осужденных к лишению свободы и находящихся в местах отбывания наказания.

В целях обеспечения своевременного снятия с регистрационного учета по месту жительства умерших граждан (в том числе одиноких граждан, у которых отсутствуют родственники) предлагается также внести в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" изменения, предусматривающие передачу органом записи актов гражданского состояния сведений о госрегистрации смерти в территориальные органы ФМС.

Кроме того, законопроектом предусматривается передача органами ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения в территориальные органы ФМС, что позволит "осуществлять контроль за своевременной регистрацией новорожденных по месту жительства их законных представителей". В соответствии с Налоговым кодексом органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах рождения в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации акта. В этой связи законопроект предусматривает внесение изменения в статью 12 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения…".

Согласно действующей редакции статьи 12 Федерального закона сведения о государственной регистрации смерти руководитель органа ЗАГС сообщает в соответствующие органы в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Вместе с тем, как отмечают разработчики законопроекта, в настоящее время указанный порядок урегулирован лишь частично. Так, постановлением Правительства установлен порядок сообщения сведений о государственной регистрации смерти в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В отношении налоговых органов срок и место нахождения органа, в который органам ЗАГС надлежит сообщать сведения о государственной регистрации смерти, определены статьей 85 Налогового кодекса. Перечень предоставляемых сведений установлен Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. Срок предоставления сведений в органы Пенсионного фонда установлен Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Срок и место сообщения страховщику сведений о фактах государственной регистрации смерти застрахованных установлены Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом перечень подлежащих передаче сведений нормативными правовыми актами не установлен.

В этой связи к полномочиям Правительства России в данной сфере предлагается отнести установление порядка передачи сведений о государственной регистрации рождения и смерти, включая порядок определения перечня указанных сведений и форм их передачи.

Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что с 1 октября 2011 года органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которая находится в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъектов, муниципальными правовыми актами. В целях реализации данной нормы законопроектом предлагается статью 12 Федерального закона дополнить положением, устанавливающим обязанность руководителей органов ЗАГС сообщать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния и получать сведения, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных".

В настоящее время государственная регистрация смерти производится органами ЗАГС по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти.

Действующая редакция Федерального закона не позволяет произвести государственную регистрацию смерти по месту жительства родителей, супруга, детей умершего в случаях, когда место жительства указанных лиц и последнее место жительства умершего находятся в разных населенных пунктах. Для родственников умершего не всегда является возможным по ряду причин (состояние здоровья, отсутствие средств для поездки к последнему месту жительства умершего и т.д.) обратиться в орган ЗАГС по последнему месту жительства умершего.

Предлагаемое законопроектом изменение расширяет перечень мест государственной регистрации смерти, предоставляя гражданам возможность обратиться на предмет регистрации смерти, в том числе в орган ЗАГС по месту жительства родителей (одного из родителей), детей, супруга умершего и по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим.

В настоящее время органами ЗАГС паспорта умерших граждан направляются в территориальные органы ФМС по описи, установленной Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданин Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории страны. В этой связи законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе соответствующее полномочие органов ЗАГС.

Разработчики законопроекта рассчитывают, что его принятие "позволит сформировать полную и достоверную информационную базу регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах страны, необходимую для реализации гражданами их конституционных прав и решения государством различных социальных, экономических и иных задач", а также оптимизировать процедуру государственной регистрации смерти.