ПРАВО.ru
Новости
2 февраля 2012, 23:00

Осужденный за похищение человека и покушение на убийство не нашел в ВС "правду-матку"

Осужденный за похищение человека и покушение на убийство не нашел в ВС "правду-матку"
Фото с сайта community.livejournal.com

Верховный суд РФ сегодня незначительно смягчил приговор Константину Новокшанову, участнику преступной группы во главе с сотрудником ОМОНа, осужденному на 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима за пытки курганского бизнесмена в 1999 году. Изначально Новокшанов, участвовавший в заседании по видео-конференцсвязи, просил ВС "отменить приговор и просто разобраться, как на самом деле было". Однако коллегия отказалась переоценивать доказательства, на основании которых суд присяжных признал его виновным, и в свою очередь попыталась выяснить, где он "пропадал после 1999 года" и почему "не явился в правохранительные органы".

В июле прошлого года Челябинский областной суд на основании обвинительного вердикта присяжных заседателей приговорил Константина Новокшанова к 12-ти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кроме того, суд обязал его компенсировать моральный вред потерпевшему в размере 100 000 руб.

Присяжные признали Новокшанова виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "а,б,в" ч.3 ст. 162 (разбой); п."а" ч.3 ст.126 (похищение человека), ч.3 ст.30, п.п."в, ж, з" ч.2 ст.105 УК РФ (покушение на убийство).  

Согласно обвинительному заключению, Константин Новокшанов входил в состав группировки, которую возглавлял командир оперативного взвода ОМОН ГУВД Челябинской области Олег Фомченко. В ее состав также входил боец ОМОНа Евгений Царапкин, бывший командир учебного взвода Андрей Петров и предприниматель Станислав Новокшанов, брат осужденного. Летом 1999 года трое членов ОПГ приехали к предпринимателю Гасанову домой в село Стариково в Курганской области, избили его, а затем вывезли в лес, где находился Константин Новокшанов и еще один человек. При этом они похитили документы предпринимателя, автомобиль ВАЗ-21065, охотничье ружье "ИЖ", деньги и другое имущество на сумму около 10 000 руб. В лесу Гасанова продолжили избивать, пока он не сообщил, что хранит деньги в другом доме в селе Барсучье Челябинской области.

После этого члены банды вместе с предпринимателем отправились туда. На месте Гасанов вошел в летнюю кухню, где у него хранилось второе ружье. В результате завязавшейся перестрелки Станислав Новокшанов был убит, ранения получили Константин Новокшанов и сам предприниматель. После этого злоумышленники спешно покинули место преступления. Однако Фомченко, Царапкин и Петров были задержаны по горячим следам и осуждены в 2000 году. Константин Новокшанов скрывался от следствия и был задержан только в августе 2010-го года.

Уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство.

Константин Новокшанов не согласился с вердиктом присяжных и вынесенным приговором и оспорил их в Верховном Суде РФ. По его мнению, Челябинский областной суд нарушил право стороны защиты на предоставление доказательств. Кроме того, по его заявлению, ему не была предоставлена возможность подготовиться к последнему слову.

Адвокат Новокшанова Анатолий Чернышов обратил внимание судей ВС на то, что суд первой инстанции необоснованно отвел адвоката осужденного, на том основании, что он оказывал юридическую помощь Андрею Петрову, осужденному по этому делу ранее.  

- Адвокат Тихонов более 10 лет назад написал только надзорную жалобу для Петрова. Но интересы Петрова и Новокшанова не пересекались ни тогда, ни сейчас, и не противоречат друг другу, — отметил он. 

Кроме того, по его мнению, у Челябинского областного суда были все основания признать, что обвинительный вердикт присяжными был вынесен в отношении невиновного и распустить коллегию на основании п. 5 ст. 348 УПК. Аргументируя свою позицию, адвокат напомнил об определении ВС РФ от 16 апреля 2001 года, в котором говорится, что "стрельба по потерпевшему Гасанову была вызвана тем, что он неожиданно для всех вооружился ружьем". Более 10 лет назад Евгений Царапкин был оправдан по п. "ж" ч. 2 статьи 105 УК РФ. "Это определение не отменено и обязательно для областного суда", — отметил он.

Чернышев счел важным обстоятельством и то, что в опросном листе вопросы присяжным не были составлены отдельно по каждому инкриминируемому Новокшанову деянию. "Изложены сразу все инкриминируемые деяния, причем было установлено, что они не являются совокупными. По каждому должно быть задано, как минимум, три вопроса", — сказал Чернышов.

Осужденный Новокшанов, общавшийся с судом и своим адвокатом по видео-конференцсвязи, несколько раз порывался объяснить свою интерпретацию событий 12-летней давности.

- Я предполагаю, что, возможно, в чем-то виновен, мне не безосновательно предъявлены обвинения. Но вот, что происходило на самом деле… — в очередной раз начал Новокшанов.

- То, что происходило на самом деле, осталось за скобками вердикта присяжных. Вы сами просили суда присяжных, вам разъяснялись последствия такого рассмотрения. Мы не будем переоценивать доказательства, — прервал его один из судей.

Однако осужденный не прекращал сумбурных попыток объяснить, почему он считает приговор незаконным. 

- Ваша честь, я понимаю, что у нас в России-матушке трудно правду найти. Я прошу отменить приговор и просто разобраться, как на самом деле было. Ни на предварительном следствии, ни в судебном следствии мне вообще не дали представлять того, что неизвестно, там возможно не одно уголовное дело можно возбудить…

- Суд — не орган обвинения, пишите заявление в соответствующие органы государства. Где вы все время пропадали после 1999 года? — Взял инициативу в свои руки член коллегии ВС.

- Я жил в Челябинской области и ненадолго уезжал в Тюменскую область.

- Почему вы сразу не явились в правоохранительные органы? — Этот вопрос суда повис в воздухе.

Представитель Генпрокуратуры Светлана Филимонова с замечаниями защиты не согласилась, назвав их необоснованными. При этом она попросила изменить приговор, поскольку поправками в Уголовный кодекс РФ от 7 декабря 2011 года санкция статьи 126 УК была смягчена. 

После непродолжительного совещания коллегия судей ВС РФ изменила приговор Новокшанову и снизила наказание на 6 месяцев. Таким образом в колонии строгого режима он проведет 11 лет и 6 месяцев.