В Пресненском районном суде продолжается процесс бывшего вице-мэра Москвы Александра Рябинина, которого обвиняют в злоупотреблении служебным положением и мошенничестве. Экс-чиновник рассказал, за что собирается привлечь к уголовной ответственности своего клеветника, а судья Васюченко — как она собирается сделать так, чтобы время ее отпуска работало на процесс.
В начале сегодняшнего заседания Рябинин опроверг громкое заявление потерпевшего Сергея Гляделкина, сделанное на прошлом заседании (репортаж "Право.Ru" с него можно прочитать здесь, а с позапрошлого — здесь). Он тогда сообщил, что со стороны обвиняемого в его адрес поступали угрозы "физической ликвидации", из-за чего он вынужден ходить под охраной, предоставленной ФСБ. Рябинин же заявил сегодня, что всегда вел себя по отношению к Гляделкину "предельно корректно" и "никогда не позволял себе" не только угроз, но и оскорбительных высказываний. "Напротив, я до последнего надеялся, что он извинится передо мной и моими близкими за всю ту чудовищную ложь, что он наговорил на меня", — добавил Рябинин, а закончил свое выступление тем, что обратился к представителю прокуратуры Юлии Шумовской с просьбой проверить утверждения Гляделкина и привлечь его к уголовной ответственности "за заведомо ложный донос".
Затем адвокат Рябинина Константин Фонарьков ходатайствовал об оглашении предварительных показаний свидетеля Александра Пайганова (его допросили на прошлом заседании, сегодня в зале суда он не присутствовал), возглавшего подконтрольное Гляделкину ЗАО "Астра". Эта компания владела офисом на улице Бахрушина, история с которым легла в основу уголовного дела Рябинина — бывший вице-мэр утверждает, что в 2005 году его экс-супруга купила эту недвижимость, а Гляделкин — что в 2007 году чиновник выманил ее у него этот в обмен на снятие трудностей в ходе реализации строительного проекта в Левоберженом районе.
Защита считает, что предварительные показания Пайганова отличаются от того, что он говорил в суде. Фонарьков извинился за ходатайство об их оглашении в отсутствие свидителя, а в оправдание вспомнил, что его допрос проводился прямо перед обеденным перерывом и получился "скомканным".
Но судья Татьяна Васюченко отклонила ходатайство, как и последовавшую просьбу о вызове Пайганова на дополнительный допрос. Впрочем она оговорилась, что это "для протокола".
- А вам я лично говорю, что я ему позвоню и попрошу прийти, — обратилась Васюченко к защите и обвиняемому.
Затем суд перешел к исследованию материалов дела. Были изучены в том числе и документы, связанные со строительством по госконтракту дома в Левобережном, которое вела компания Гляделкина "Трест МСМ-1" (в начале 2009 года она, по словам потерпевшего, перестала получать финансирование из бюджета, и именно эту проблему он хотел решить с помощью Рябинина). В материалах дела нашлись два практически идентичных договора, датированных 2007 годом, на этот объект. Первый был заключен между "Трестом" и техническим заказчиком со стороны города – "Москапстроем", а второй контракт "Трест" подписал с субподрядчиком. Кроме сторон в контрактах различалась только сумма: во втором она была меньше на 107 млн руб.
Рябинин заявил, что компания Гляделкина получил эти деньги в качестве чистой прибыли, так как к дому "не притрагивался". "Выиграл конкурс с тремя человеками, отдал объем [работ] другой структуре и сидит спокойно, ни за что не отвечает", — сказал он, а его защитник добавил, что к началу 2009 года "Трест" вообще не имел право получать деньги по контракту, поскольку выполненные работы не были подверждены документально (сторона Рябинина говорит об этом со ссылкой на предварительный допрос гендиректора компании Гляделкина).
- Если бы что-то еще было, он бы нам предоставил, — сказал бывший столичный вице-мэр. Эта фраза, по-видимому, относится к тому, что на прошлом заседании Гляделкин пообещал представить недостающие документы, а защита тогда сразу заявила, что будет оспаривать их подлинность.
В конце заседания судья Васюченко огласила еще несколько бумаг, относящихся уже к офису на Бахрушина. Это были заключения экспертов, которые опровергали слова Гляделкина, что он стоит несколько десятков миллионов рублей. Дочитав один из документов, судья закончила заседание, пояснив, что перед отпуском у нее очень напряженный график. Однако перед ним она еще один раз на два часа встретится с участниками процесса. "Нам необходимо решить, какие документы нужно запросить [у следственных органов], чтобы время, которое мы будем в отпуске, работало на нас", — поделилась планами Васюченко.
Кроме того, она собирается до отпуска направить повестки оставшимся свидетелям. "А кто не придет, — добавила она, — тем сразу будем выносить постановления о приводе".