ПРАВО.ru
Новости
16 мая 2012, 21:12

Госдума не стала превращать КС в кассационную инстанцию для решений уставных судов

Госдума не стала превращать КС в кассационную инстанцию для решений уставных судов

Госдума отклонила законопроект Заксобрания Санкт-Петербурга, который наделяет Конституционный Суд РФ правом пересматривать решения уставных судов, являющиеся сейчас окончательными и не подлежащими изменению.

В декабре прошлого года Законодательное собрание Петербурга выступило с весьма неоднозначной законодательной инициативой — петербургские депутаты предложили своим коллегам из нижней палаты российского парламента превратить Конституционный Суд в кассационную инстанцию для решений уставных судов. Для этого были разработаны поправки в конституционные законы „О Конституционном Суде Российской Федерации“ и „О судебной системе Российской Федерации“. По мнению разработчиков документа, это „обеспечит соответствие Конституции РФ судебной практики конституционных (уставных) судов субъектов РФ и создаст дополнительный механизм обеспечения правовой охраны Конституции“.

Авторы поправок считают необходимым предоставить право гражданам, недовольным решениями уставных судов, обжаловать их в КС РФ. Согласно законопроекту, такое обжалование возможно в том случае, если заявитель счел, что выявленный уставным судом „смысл рассмотренного им акта“ не соответствует Конституции. Кроме того, оспаривать в КС решения уставных судов можно будет и в случае, если они затрагивают вопросы, относящиеся к ведению органов госвласти РФ, совместному ведению или ведению субъекта РФ. По итогам рассмотрения дела об обжаловании решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ КС сможет либо оставить это решение без изменений, либо пересмотреть его полностью или частично.

В настоящее время конституционные (уставные) суды созданы в 17 регионах России. Они следят за соответствием региональных и муниципальных законодательных и нормативных актов уставам, конституциям и законам субъектов РФ и их правильным толкованием. 

Ранее думский комитет по госстроительству рекомендовал отклонить это предложение. В заключении комитета по госстроительству подчеркивалось, что, согласно Основному закону страны, компетенция Конституционного Суда РФ и уставных судов разграничена. Так, в соответствии со статьей 125 Конституции РФ предметом запроса о конституционности могут стать региональные номативные акты, но не все, а лишь учредительные — конституции субъектов, а также нормативные акты, которые изданы ими по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ее ведения с субъектами. Таким образом, в число обжалуемых в КС РФ не входят законы и иные акты субъектов, изданные в пределах вопросов собственного ведения. Они могут быть обжалованы лишь в уставных судах регионов.

"Следовательно компетенции КС РФ и уставных судов не пересекаются, что не дает возможности КС РФ в качестве суда второй инстанции проверять законность и обоснованность итоговых решений уставных судов. <…> Полагаем, что такая проверка не вполне корреллируется со статьей 77 Конституции, согласно которой система органов госвласти республик, краев, областей <…> устанавливается субъектами самостоятельно", — говорится в тексте заключения.

С текстом законопроекта № 643410-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и статью 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.