ПРАВО.ru
Новости
4 июля 2012, 12:05

Думский комитет предпочел законопроект единороссов о парламентском контроле законопроекту оппозиции

Думский комитет предпочел законопроект единороссов о парламентском контроле законопроекту оппозиции

Профильный думский комитет по госстроительству предпочел законопроект единороссов "О парламентском контроле в Российской Федерации" и рекомендовал его к принятию в первом чтении. В аналогичном документе оппозиции были найдены нормы, которые могут привести к вмешательству парламентариев в деятельность судов и следствия, нарушению их независимости. Таким образом законодательная инициатива эсеров и коммунистов попадет "в корзину".

Сразу два документа под одинаковыми названиями "О парламентском контроле в Российской Федерации" оказались в повестке заседания профильного комитета по госстроительству. Один, № 315329-5, вышел из-под пера эсеров и коммунистов (Геннадий Гудков, Николай Левичев, Александр Куликов и др.) еще в январе 2010 года, но до сих пор пролежал без движения. Второй, № 61834-6, —  разработан группой единороссов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой в апреле текущего года.

Стоит отметить, что сейчас уже предусмотрены в законодательстве различные формы такого контроля, но нет единого базового закона, оба законопроекта изначально направлены на восполнение этого правового пробела.

Предложения единороссов

Документ единороссов устанавливает закрытый перечень из 20 форм парламентского контроля. В частности, к ним относятся: направление депутатских запросов, проведение правительственных часов, парламентских слушаний и расследований. Предусматривается обязательность антикоррупционной экспертизы для принимаемых проектов федеральных законов. Расширяется парламентский контроль и за нормотворческой деятельностью правительства. Сейчас оно отчитывается перед парламентариями о разработке подзаконных нормативных актов только в отношении федеральных законов, касающихся условий предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки. Предлагается обязать профильные министерства докладывать депутатам о принятых подзаконных нормативных актах по истечению трехмесячного срока с момента опубликования всех федеральных законов, прямо предусматривающих принятие подзаконных нормативных актов.

Еще одной новеллой стал запрет на вмешательство депутатов и сенаторов "в осуществление правосудия, расследование уголовных дел, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции".

Такие предложения нашли поддержку у членов думского комитета по госстроительству. Они сочли, что "в тексте законопроекта последовательно реализуется конституционный принцип разделения властей, а деятельность органов, осуществляющих парламентский контроль, не подменяет собой деятельность органов исполнительной власти, органов предварительного расследования и суда".

"Принятие этого пакета законодательных инициатив позволит урегулировать общественные отношения, связанные с осуществлением парламентского контроля, в комплексе, установить общие подходы к осуществлению парламентского контроля, общие правовые гарантии", — говорится в заключении профильного комитета.

Предложения оппозиции

Документ, подготовленный Гудковым, Левичевым, Куликовым и другими, также предусматривает систематизацию норм действующего законодательства, касающегося парламентского контроля. К формам такого контроля в законопроекте отнесены: парламентское расследование, заслушивание докладов Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, высших судов РФ, Генерального прокурора РФ, направление поручений Счетной палате по проведению плановых или внеплановых контрольных мероприятий, правительственные часы. Стоит отметить, что закрытого перечня допустимых форм контроля в законопроекте нет, наоборот, в нем присутствует множество отсылочных норм.

В законопроекте прописывается запрет на вмешательство в оперативную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, общественных и иных объединений, хозяйствующих субъектов любых форм собственности и их должностных лиц. Кроме того, органам и лицам, участвующим в парламентском контроле, запрещается выполнение третейских или судебных функций. Однако одновременно указывается, что "деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов предварительного расследования и судов может быть объектом парламентского контроля в случаях и пределах, определенных в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами с соблюдением принципа невмешательства в их оперативно-розыскную и процессуальную деятельность". В документе также прописывается право парламентариев "знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел и (или) производство по которым прекращено".

Именно последняя норма вызвала самую жесткую критику в профильном думском комитете. Там заметили, что поводы и условия осуществления парламентского контроля в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов предварительного расследования и судов, непосредственно законопроектом не определены. "Норма, устанавливающая случаи и пределы осуществления такого контроля, сформулирована неконкретно, в связи с чем, несмотря на провозглашение принципа невмешательства в оперативно-розыскную и процессуальную деятельность, законопроект не содержит реальных гарантий невмешательства", — говорится в заключении думского комитета по госстроительству.

Членам комитета также не понравилось и предложение наделить уполномоченных лиц комиссии парламентского контроля правом знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях. "Законопроект не предусматривает гарантий независимости суда и органов предварительного расследования", — заявили в комитете. И вопреки доводам эсера Геннадия Гудкова о том, что речь идет только о вступивших в силу приговорах, сделали вывод, что это может привести к вмешательству в деятельность судов и следствия, нарушению их независимости.

Законопроект подвергся критике и за то, что он не определяет исчерпывающим образом предмет парламентского контроля, предлагаемый перечень форм осуществления парламентского контроля, не содержит конкретных правил, определяющих условия, поводы, основания осуществления такого контроля.

Таким образом на пленарное заседание Госдумы эти два документа будут вынесены вместе, а парламентариям предстоит сделать выбор между ними с учетом рекомендацией профильного комитета.

С текстом законопроекта Геннадия Гудкова № 315329-5 "О парламентском контроле в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта Ирины Яровой № 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.