ПРАВО.ru
Новости
10 июля 2012, 23:01

Госдума ратифицировала протокол о присоединении России к ВТО под увещевания главы Минэкономразвития

Госдума ратифицировала протокол о присоединении России к ВТО под увещевания главы Минэкономразвития
Фото Право.Ru

Госдума рассматривала сегодня вопрос о ратификации протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации. Все предвещало, что обсуждение будет непростым, а оппозиция попытается снять этот вопрос с повестки пленарного заседания, тем самым не допустив вступления страны в ВТО на данном историческом отрезке. Однако дискуссия, длившаяся 2,5 часа, расстановки сил не изменила: 238-ю голосами против 208-и и при одном воздержавшемся протокол был ратифицирован. 

В ходе жарких споров сторонники и противники этого пути для России скрестили свои аргументы — о достоинствах присоединения к ВТО с одной стороны, и гибельных рисках с другой. Убаюкивающие заявления о том, что "мы станем равноправными участниками формирования единых правил торговли на международных рынках" сталкивались с апокалиптическими заявлениями о предательстве национальной экономики и сравнениями России с человеком, который вышел на 40-градусный мороз в сланцах и майке. Впрочем, о рисках говорили и сторонники ратификации протокола, но как о "плате за вход".

С самого начала тон дискуссии задал коммунист Николай Коломейцев, который заявил о том, что "Россия не попадет в историю, а вляпается в нее". И пояснил, что предварительное обсуждение и 18-летние переговоры по этому вопросу "велись келейно". "Почему же вы сейчас гоните страну на лобное место, не проинформировав о последствиях", — возмущенно говорил он, обращаясь, видимо, к представителям партии власти. А далее Коломейцев признался, что ему и его коллегам печально от того, что Конституционный Суд РФ, как и многие другие инстанции, занял страусиную позицию. (Ранее КС не нашел противоречий с Конституцией в протоколе о присоединении России к ВТО).

Не менее эмоциональным было выступление и эсера Михаила Сердюка, который выразился еще более категорично, назвав вступление в ВТО предательством национальной экономики, а завершил выступление аналогией между ратификацией протокола и выходом в 40-градусный мороз на улицу в сланцах и майке.

Тем не менее, снять этот вопрос с повестки пленарного заседания, оппозиции не удалось. Если бы это произошло, вступление в ВТО автоматически было бы поставлено под сомнение, поскольку российский парламент должен ратифицировать документ до 23 июля 2012 года, а весенняя сессия в Госдуме заканчивается уже 13 июля. При таком раскладе переговоры о членстве России в этой торговой организации нужно было бы начинать заново.

Сторонники вступления России в ВТО акцентировали внимание на всевозможных плюсах для России, не скупились на высокопарные слова и крайне мало говорили о проблемах. Такую тактику выступления избрал и министр экономического  развития России Андрей Белоусов, представлявший сегодня документ парламентариям, и начавший свое выступления со слов о необходимости "принять крайне важное решение по важнейшему для нашей страны вопросу о ратификации протокола".

Буквально за несколько минут пересказав суть документа, министр заявил, что "речь идет о сугубо экономической и политической теме: должна ли Россия стать полноправным членом мирового торгового сообщества". По его словам, соблюдение общих правил внешней торговли обеспечит стабильность внешнеторгового режима, предсказуемость правовых условий для российских компаний, российских и зарубежных инвесторов. "Соблюдение этих стандартов [внешней торговли] — ключевое условие, для того чтобы Россию наконец-то признали в качестве адекватного торгового и инвестиционного партнера", — убеждал он депутатов.

Пытался он убедить парламентариев и в том, что вступление в ВТО не только благоприятно отразится на российском инвестиционном климате, но и в выигрыше останутся рядовые граждане-покупатели. "Это рост качества и оптимизация цен на товары и услуги за счет развития конкуренции и применения международных стандартов", — говорил министр экономического развития с трибуны парламента.

Ему вторил председатель думского Комитета по экономической  политике, инновационному развитию и  предпринимательству Игорь Руденский, однако, признававший, что нужно "честно сказать соотечественникам, что на первых порах нашим предприятиям будет совсем непросто конкурировать с зарубежными производителями". Нашему производителю, говорил он, придется очень быстро перестраиваться, искать новые возможности, изыскивать резервы, чтобы выпустить более конкурентоспособную и качественную продукцию.

Признал наличие рисков и глава минэкономразвития Белоусов. По его словам, это связано "со снижением тарифной [снижение таможенных пошлин] защиты". "Это, если угодно, плата за вход", — высказался он и заметил, что "прямые потери бюджета от снижения таможенных пошлин в 2013 году могут составить 188 млрд руб., 2014 – 257 млрд руб. Видимо, чтобы не шокировать парламентариев, он быстро оговорился, что "реальные бюджетные потери будут существенно меньше вследствие роста торговли и роста налогооблагаемой базы".

А позже, отвечая на вопрос депутата от КПРФ Олега Смолина о том, какие социальные последствия будут после вступления в ВТО, Белоусов отметил, что "никаких негативных социальных последствий не будет, а  население выиграет от присоединения".

Закончил свое выступление Белоусов словами о том, что лучших условий [вступления в ВТО], чем сегодня, мы практически не добьемся и потеряем годы. "Глобальная экономика усложняется, растут требования, которые предъявляют России наши партнеры.  Начинать процесс заново нам попросту невыгодно", — объяснил он.

Затем наступила стадия вопросов к докладчикам и представителям министерств и правительства, которые присутствовали на обсуждении. Единоросс Владимир Афонский поинтересовался у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, не рассматривается ли вопрос облегчения налогового режима для российских предприятий легкой промышленности.

Говорить отдельно о легкой промышленности вице-премьер не стал, а ответил "про налоговый режим в целом", рассказав, что "никаких исключений из общего налогообложения не должно производиться".  У нас более высокое налогообложение для сырьевого сектора, у нас стабильное налогообложение для других отраслей промышленности, рассказал он, а далее отметил, что у нас  очень много льгот и вводить дополнительные льготы, значит, делать систему менее стабильной и непредсказуемой.

Возник и вопрос про цены на газ, которые, по словам депутата от партии "Справедливая Россия" Ивана Грачева, могут увеличиться по сравнению с сегодняшним уровнем в два-три раза. В ответ Белоусов заявил, что такие предположения неправильны. "Никаких обязательств по выравниванию внутренних и мировых цен на газ в рамках присоединения к ВТО не существует", — заявил он, подчеркнув, что есть  единственное ограничение —  поставки газа на внутренний рынок должны быть безубыточны для "Газпрома", то есть не ниже себестоимости.  Это положение зафиксировано в постановлении правительства РФ 2000 года, заявил Белоусов, отметив, что это наше внутреннее решение.

А коммунист Иван Никитчук и вовсе поинтересовался у главы Минэкономразвития, готов ли он дать согласие на привлечение к уголовной ответственности, если сбудутся те риски, о которых говорит оппозиция. Белоусов ответил депутату в таком же тоне, сказав, что согласен, если и оппозиция даст согласие нести ответственность за последствия, которые возникнут из-за отказа вступать в ВТО.

Однако такие доводы не убедили оппозицию, все они как один говорили о неготовности России к такому шагу и обещали не отдать ни одного голоса в поддержку.

В частности, эсер Михаил Емельянов опровергал слова о том, что в выигрыше останутся потребители. Он рассказывал о том, что из-за потери рынков нашими предприятиями начнутся увольнения, и у граждан просто не будет денег приобретать товары. "Где потребитель возьмет деньги?" — вопрошал он.

Остановился он и на изношенности оборудования в промышленности, которые, по его мнению, после присоединения России к торговой организации будет обновлять не на что. Сейчас основной источник модернизации промышленности, говорил он, собственные средства предприятий. "Но после вступления в ВТО предприятия потеряют рынок сбыта, и станут либо убыточны, либо малорентабельны, кто их будет кредитовать? Собственных средств у них тоже не будет", — рассуждал он.

Коммунист Сергей Решульский предлагал сначала остановить бегство капитала из страны, навести порядок в налоговом законодательстве, побороть коррупцию и казнокрадство. "Решение этих вопросов принесет России сотни миллиардов долларов в год", — говорил он. А завершая свое выступление, назвал вопрос о членстве нашей страны в ВТО "нравственным", а также "вопросом гражданской совести и мужества".

Одним из последних выступал единоросс Дмитрий Савельев, речь которого была сплошь пропитана пафосом.  

"Мы станем равноправными участниками формирования единых правил торговли на международных рынках. Появится гарантия дискриминации России при поиске внешних рынков продажи товаров и услуг… – осознав, что он допустил какую-то чудовищную оговорку, депутат запнулся и после паузы заговорил о том, что сегодня российская экономика одна из самых дискриминируемых в мире. "Против нас действуют порядка 100 ограничительных мер", — сказал он, отметив, что большая из них связана "с нашим невступлением в ВТО".  По его мнению, после присоединения России к протоколу усилится доверие инвесторов к экономике России.

Тем не менее, единодушного голосования за ратификацию или против нее не получилось. За принятие документа проголосовали 238 депутатов, 208 были против и только один воздержался. Таким образом Госдума приняла постановление о ратификации протокола о присоединении России к ВТО.

 

Подробнее с основными тезисами всех выступлений на заседании, зафиксированных экспертами ЮФ "Муранов, Черняков и партнеры", представлявшими интересы группы депутатов по запросу о конституционности процедуры ратификации данного протокола в Конституционном Суде РФ, можно ознакомиться в блоге компании на "Право.Ru".