ПРАВО.ru
Новости
1 августа 2012, 14:53

ФАС проанализировала свои самые громкие дела и судебные споры за последние годы

ФАС проанализировала свои самые громкие дела и судебные споры за последние годы
Фото Право.Ru

Федеральная антимонопольная служба России представила на своем сайте объемный доклад о результатах своей деятельности за последние 8 лет — с 2004 по 2012 годы.

В отчете подробно освещается работа ФАС по модернизации антимонопольного законодательства, совершенствованию отраслевого законодательства. Также анализируются "резонансные" антимонопольные дела — в частности, в отношении нефтяных компаний (2008, 2009, 2011 годов), в том числе решение Высшего Арбитражного суда РФ по делу ОАО "ТНК-ВР Холдинг", и многое другое.

Так, в отчете рассматривается ряд дел ФАС в сфере IT за 3 года (2008-2011 годах). В частности, дело в отношении компаний "Асеr Inc.", "ASUSTeK Computer Inc.", "Toshiba Corporation", "Hewlett-Packard Company", "Samsung Electronics Co., Ltd.", "Dell Inc." по признакам нарушений п. 5 ч. 1 ст. 11 закона "О защите конкуренции", выразившихся в навязывании товара приобретателям ноутбуков (безальтернативная инсталляция на ноутбуки операционных систем одного производителя, при отсутствии заявленной процедуры возврата операционной системы и денежной компенсации за неиспользованный продукт).

В рамках дела был рассмотрен рынок операционных систем для персональных компьютеров, в ходе которого выявлено, что подавляющую часть рынка занимают продукты корпорации Microsoft.

Результатом рассмотрения дела стало оглашение корпорацией Microsoft решения, по которому все OEM-партнеры обязаны иметь действующую политику, регулирующую права клиентов и порядок возврата денежных средств при отказе от принятия лицензии на пользование OEM-продуктом (операционной системой).

Также в докладе представлено дело в отношении корпорации Microsoft по признакам нарушения пп. 4, 6 ч. 1 ст. 10 закона "О защите конкуренции", выразившихся в экономически и технологически не обоснованном прекращении производства и поставок на территорию РФ коробочных версий дистрибутивов операционной системы (ОС) "Windows XP" для персональных компьютеров, разработки корпорации Microsoft и сокращении поставок этой ОС в качестве предустановленной при продаже новых компьютеров, а также в установлении различных цен на ОС семейства Windows для OEM-производителей.

В результате рассмотрения дела, корпорацией Microsoft были определены возможные варианты приобретения ОС Windows XP, на которую имелся спрос, говорится в отчете.

Кроме того, в докладе анализируется дело в отношении ООО "Доктор Веб", крупной российской компании, разработчика антивирусного программного обеспечения, по признакам нарушения ч. 3 ст. 11 закона "О защите конкуренции", выразившихся в экономически и технологически необоснованным отказам от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), когда такие отказы прямо не предусмотрены федеральными законами.

В ходе рассмотрения дела была проанализированы структура и правила реализации произведенного продукта. Реализация была построена на системе дистрибьюторов и реселлеров (заключение лицензионного договора о передаче неисключительных прав) с присвоением определенного статуса – партнера, который присваивается компаниям дистрибьюторам ПО, имеющим значительный опыт в продвижении программного обеспечения на территории крупного региона или регионов и собственную партнерскую сеть реселлеров. Эти компании приобретают лицензии Dr.Web только у компании "Доктор Веб", при этом запрещена реализация лицензий конечным пользователям. По рекомендации Дистрибьютора компаниям, входящим в его партнерскую сеть, могут присваиваться статусы реселлеров (в основном занимаются оптовым сбытом продукции "ООО Доктор Веб") и ритейлеров (подгруппа партнеров, входящих в число реселлеров, занимающихся и оптовым и розничным сбытом продукции ООО "Доктор Веб"). Также присвоение статуса может производиться по заявке компании, входящей в партнерскую сеть дистрибьютора.

Авторизованные поставщики реализуют программное обеспечение конечным потребителям путем подписания договора поставки по ценам официального прайс-листа – официального документа поставщика, устанавливающего цены на экземпляры и комплектующие для конечного пользователя.

При этом устраняется возможность авторизованных поставщиков и дистрибьюторов, являющихся самостоятельными хозяйствующими субъектами, конкурировать между собой путем установления свободной цены программного продукта, поскольку в договорах "ООО Доктор Веб" с дистрибьюторами зафиксировано, что контроль за ценовой политикой обеспечивает ООО "Доктор Веб". На практике это происходило путем рассылки ООО "Доктор Веб" информационных писем конечным пользователям продуктов, в которых указывалась цена продукта (ов) для конечного пользователя.

Партнеры ООО "Доктор Веб", принимающие участие в государственных тендерах на покупку антивирусной продукции, проводимых в соответствии с Законом о госзакупках, должны были обращаться к менеджерам компании ООО "Доктор Веб" для получения специальных цен, а также авторизационного письма.

Результатом дела стало добровольное изменение ООО "Доктор Веб" условий лицензионных и поставочных договоров, а также исключение из прайс-листа ООО "Доктор Веб" требований по обязательному порядку формирования цены товара.

С полным текстом отчета ФАС можно ознакомиться здесь.