ПРАВО.ru
Новости
11 октября 2012, 20:39

Оппозиция похоронит "закон Навального" о машинах, чтобы уязвить думское большинство

Оппозиция похоронит "закон Навального" о машинах, чтобы уязвить думское большинство

Думская оппозиция готова похоронить предложение Алексея Навального ограничить стоимость автомобилей для чиновников, лишь бы насолить большинству. Коммунисты и эсеры подали проекты с ошибками, профильный комитет попросил их исправить, после чего был готов рекомендовать закон к принятию. Авторы с замечаниями согласились, но потом решили, что ничего исправлять не будут — пусть большинство позорится, отвергая популярную идею.

В прошлом году оппозиционер Алексей Навальный предложил депутатам Госдумы внести законопроект, который запретит покупать чиновникам автомобили стоимостью больше 2 млн руб. за бюджетные деньги. И в середине сентября прошлого года депутаты от КПРФ Валерий Рашкин, Вадим Соловьев и Сергей Обухов внесли такой законопроект (№601773-5) — это поправки в статью 19.1 закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ). По мысли авторов, госзаказчики смогут покупать более дорогие машины только по распоряжению Правительства РФ, причем оно в каждом случае будет указывать и максимально разрешенную цену. Кроме того, предлагалось проводить на основании такого распоряжения правительства и техническое усовершенствование, модернизацию или "переустройство" автомобиля, если его цена превысит лимит в 2 млн руб. в результате выполнения таких работ. Депутаты также предлагали дать Минэкономразвития право распространить такой режим закупок и на другие товары, работы и услуги.

Похожий законопроект внес, будучи депутатом Госдумы от "Справедливой России", Геннадий Гудков (№605883-5), а депутаты Александр Куликов и Владимир Никитин от фракции КПРФ усовершенствовали идею Навального и внесли проект (№603668-5), запрещающий госзаказчикам приобретать автомобили дороже 1 млн руб.

В Правительстве РФ возникло непонимание – на все три законопроекта были представлены отрицательные отзывы. Из Минэкономразвития поступило обоснование - "закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники". Является ли автомобиль за 1 млн руб. или 2 млн руб. "дешевой техникой", не уточнялось, но в министерстве назвали предлагаемые пороги цены "субъективными". О претензиях Правительства РФ и Минэкономразвития "Право.Ru" ранее писало подробно.

Но несмотря на возражения исполнительной власти, профильный комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству (большинство документов, касающихся 94-ФЗ направляется именно в этот комитет) в апреле этого года высказал свое принципиальное согласие с идеей "ограничения расходов получателей бюджетных средств в целях недопущения приобретения предметов роскоши". Правда, сделал замечания к проектам, которые по сути копировали предложение Навального. Нет в российском законодательстве понятий „техническое усовершенствование“, „модернизация“, „переустройство“ применительно к легковому автомобилю, которые используются в законопроектах. Значит, эти определения могут субъективно интерпретироваться участниками размещения государственного (муниципального) заказа. И с какой стати, задавался вопросом комитет, давать Минэкономразвития новые права — ограничивать траты чиновников (устанавливать перечень товаров, которые те не могут приобрести без распоряжения правительства)? То же самое беспокоило и правительство, которое в своем отзыве писало, что это "неоправданно расширяет компетенцию [МЭР] и фактически дает ему право самостоятельно определять необходимость и целесообразность разработки такого перечня, что может привести к возникновению коррупциогенных факторов". Перечень отдельных видов товаров, которые нельзя будет приобрести без распоряжения правительства, "целесообразно закрепить в 94-ФЗ или, как минимум, предусмотреть за Правительством РФ право на установление таких ограничений", писали из комитета. И заодно попросили все-таки обосновать предлагаемые ограничения цены — 1 млн руб. и 2 млн руб. (Подробнее здесь)

Коммунист Вадим Соловьев и эсер Геннадий Гудков, получив в целом положительное заключение от комитета, обещали доработать законопроект и не исключали возможности создания вместо трех документов единого. 

Однако этого не произошло, и на этой неделе профильный думский комитет одобрил заключение с рекомендацией отклонить все три законопроекта оппозиционеров. Причина указана одна — "в установленные Регламентом сроки и до настоящего времени доработанная редакция текста законопроекта авторами законопроекта не представлена". Голосование по каждому из документов запланировано на 19 октября.

Соловьев не смог уточнить, почему текст законопроекта не был скорректирован, и переадресовал этот вопрос к товарищу по фракции Сергею Обухову. Тот, в свою очередь объяснил, что депутаты "осознанно не стали менять текст законопроекта". По его словам, менять в нем нечего — "он очень простой". "Пусть голосуют против, пусть страна это видит, тогда пусть и дальше чиновники воруют", — резюмировал он мотивы авторов в разговоре с "Право.Ru".

Впрочем, думские юристы считают, что законопроект даже в случае принятия потерял бы свою актуальность очень быстро. Сейчас на рассмотрении в нижней палате парламента находится правительственный законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг". После его принятия 94-ФЗ будет считаться утратившим силу, и депутатам придется искать другие способы закрепления в законодательстве ограничений на закупку чиновниками дорогих автомобилей.