ПРАВО.ru
Новости
18 декабря 2012, 17:45

Права клиентов банков и страховых компаний будет защищать финансовый омбудсмен

Права клиентов банков и страховых компаний будет защищать финансовый омбудсмен

Вслед за уполномоченным по защите прав предпринимателей в России может появиться омбудсмен по правам потребителей услуг финансовых организаций, а также целая служба таких финансовых уполномоченных. Соответствующий законопроект разработал Минфин.

В министерстве, ссылаясь на опыт Великобритании, Германии и Ирландии, подчеркивают, что вопросы по небольшим суммам споров между финорганизациями и физлицами вполне могут быть решены в рамках института финансового омбудсмена. Это экономит время, деньги сторон и позволяет избежать обращения в суд, говорится в пояснительной записке к документу. В ней же подчеркивается, что действующие третейские суды не позволяют решить существующие проблемы, а Роспотребнадзор и Федеральная служба по финансовым рынкам не могут вмешиваться в коммерческую деятельность финорганизаций.

По задумке Минфина, финансовый омбудсмен будет безвозмездно рассматривать споры между гражданами и банками, страховщиками, а также иными финансовыми организациями, которые добровольно согласятся проводить разбирательства споров в таком порядке. Финансовый омбудсмен сможет рассматривать споры по кредитам, денежным переводам, ведению банковских счетов, купле-продаже валюты, а также споры по поводу договоров страхования, занижению размера страховых выплат. При этом устанавливается предельный размер сумм по спорам, которые смогут рассматривать омбудсмены. В первые два года действия закона это будет 200 000 руб., а потом порог увеличится до 500 000 руб. Не станут рассматривать финансовые омбудсмены споры, уже ставшие предметом судебного разбирательства, либо те, по которым вынесено судебное решение.

Если же обращение гражданина будет соответствовать формальным требованиям, то финомбудсмен в течение трех дней будет обязан направить в банк или страховщику запрос с просьбой предоставить ему все необходимые документы и разъяснения по существу спора. "Ответчики", в свою очередь, обязаны в течение 15 дней ответить ему, даже если запрошенные сведения могут содержать персональные данные или банковскую тайну.

Финансовый омбудсмен сможет полностью или частично удовлетворить заявление гражданина, либо отказать ему в этом. Банки и страховщики будут обязаны исполнить решение финансового омбудсмена в установленный им срок. При этом гражданин сможет продолжить отстаивать свою позицию в споре с финансовой организацией в суде, если решение омбудсмена будет не в его пользу.