ПРАВО.ru
Новости
21 февраля 2013, 14:21

Apple не смогла зарегистрировать в России внешний вид iPad в качестве бренда

Apple не смогла зарегистрировать в России внешний вид iPad в качестве бренда

Apple Inc решила, что прямоугольник со скругленными углами, на фоне которого помещены фирменные значки, некоторые из которых имеют самостоятельную правовую охрану, и изображение кнопки, может быть охраняемой товарной маркой. Палата по патентным спорам с этим не согласилась: иконки не делают iPad непохожим на продукцию конкурентов.

Это изображение было зарегистрировано Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в качестве охраняемого товарного знака в апреле 2010 года под номером 1038970 в отношении товаров 9-го класса МКТУ (компьютеры, медиа-плееры, электронные органайзеры, GPS-навигаторы). После этого Apple Inc обратилась в Роспатент, чтобы получить охрану на него и в России, однако в августе 2012 года ведомство отказалось сделать это.

Аргументируя свой отказ, Роспатент ссылался на заключение экспертизы, согласно которому содержащееся в заявке Apple "обозначение" представляет собой всего лишь "реалистическое изображение электронных цифровых устройств", а каждая из иконок указывает на определенную функцию товара. Эксперты также обратили внимание на то, что процедура регистрации этого обозначения в качестве товарного знака в США не завершена.

Apple попыталось оспорить отказное решение Роспатента в Палате по патентным спорам. В возражении, датированном 9 ноября 2012 года, компания пыталась убедить чиновников в ошибочности вынесенного решения, а основные доводы, так или иначе, сводились к известности внешнего вида iPad.

Apple согласилась с тем, что обозначение, которое она хочет зарегистрировать в качестве товарного знака ("прямоугольник со скругленными углами, на фоне которого помещены 14 изображений [иконки и кнопка — прим. авт.], некоторые из которых имеют самостоятельную правовую охрану), представляет собой "реалистичное изображение товара". Однако оно узнаваемо по иконкам, часть из которых сами являются брендами, а потому и все изображение можно зарегистрировать как охраняемый знак.

"Различительная способность подтверждается и результатами всероссийского опроса общественного мнения, — добавили юристы Apple. — 27% респондентов указали, что знак [изображение iPad — прим. авт.] им известен, по крайней мере, с 2010 года, при этом 74% знают рассматриваемый знак". Также в возражении компании говорилось о том, что "с момента анонсирования устройства iPad его можно было увидеть везде – в новостях, в телевизионных шоу, на многочисленных веб-сайтах и, в результате, "общественность узнает внешний вид товара". Напомнили в Apple и о популярности планшета: "Предпродажная рекламная кампания была проведена в январе 2010 года и, когда в апреле 2010 года устройство поступило в продажу, в первый же день было продано 300 000 [iPad]".

Однако в Палате по патентным спорам этим доводам не вняли. Во-первых, члены ее коллегии решили, что 13 фирменных иконок Apple на экране нарисованного iPad не способны сделать его непохожим на планшетные компьютеры других производителей. "Наличие скругленных углов устройства, функциональной кнопки и расположение иконок рядами не придает ему различительную способность, поскольку не обеспечивает возможности отличать заявленное обозначение от аналогичных изделий", — говорится в заключении палаты. Там же отмечается, что иконки "имеют маленький размер и занимают незначительную площадь" изображения, которое Apple захотела зарегистрировать в качестве бренда, а потому "каждая из них и все в целом не влияют на общее зрительное впечатление". По мнению коллегии палаты, они выглядят лишь, как "некая композиция из квадратиков с закругленными углами, на которых изображено что-то мелкое, несоизмеримое с размером общей композиции". "Оригинальные элементы, которые придавали бы [изображению] различительную способность, отсутствуют", — добавили они.

Во-вторых, в Палате по патентным спорам усомнились и в объективности опроса, результаты которого предъявила Apple. "Был использован инструментарий, заведомо формировавший мнение респондентов", — сделали вывод члены коллегии. Дело в том, что вопрос был сформулирован следующим образом: "Скажите, пожалуйста, ассоциируется ли у вас изображение с продукцией компании Apple,  такой как iPad, iPhone, iPod?"

В результате палата сделала вывод о том, что "представленные документы не могут свидетельствовать о приобретении заявленным  обозначением дополнительной различительной способности" и, согласно опубликованному накануне заключению, отказала Apple в предоставлении правовой охраны изображению iPad. Решение Роспатента оставлено в силе.