ПРАВО.ru
Новости
16 мая 2013, 15:19

На процессе Навального судья объявил о новых правилах допроса свидетелей

На процессе Навального судья объявил о новых правилах допроса свидетелей
Фото с сайта ruskline.ru

Сегодня в Ленинском районном суде Кирова, где проходит процесс обвиняемых в причинении ущерба на 16 млн руб. "Кировлесу" юриста и блогера Алексея Навального и бизнесмена Петра Офицерова, судья заявил, что Навальный должен задавать любой вопрос свидетелям обвинения лишь по разрешению его и прокурора, сообщает "Газета.Ру".

В ходе допроса первый замдиректора "Кировлеса" в 2009 году Лариса Бастрыгина давала показания против Навального. При этом она трижды подчеркивала, что "лишилась работы" и ей пришлось "вести пять предприятий, чтобы выжить". В ответ Навальный сказал:"Мы еще дойдем до того, почему вы лишились работы". На это судья Сергей Блинов заметил Навальному: "Я вижу, что вам не нравятся ее ответы".

Далее Навальный настойчиво пытался выяснить у Бастрыгиной, как могло случится, что "Кировлес" продавал древесины на 1 млрд руб., однако при этом возглавляемое Офицеровым ООО "Вятская лесная компания" забрало у предприятия всех ключевых клиентов и купило продукцию всего на 16 млн рублей. Судья решил заступиться за свидетельницу: "Про миллиард говорите вы, а не свидетель". — "Но Бастрыгина цифр не помнит, и улыбается", — парировал Навальный. Бастрыгина подтвердила, что не помнит цифр. "А я не пойму, что вы меня по третьему разу уже одно и тоже спрашиваете, вы что, меня хотите поймать на чем-то?", — воскликнула она. "Я отказываюсь отвечать, я уже отвечала", — заявила свидетель и добавила в адрес Навального: "Вы меня путаете".

После этого судья объявил пятиминутный перерыв, "чтобы успокоиться". После перерыва он заявил о необходимости новых правил допроса свидетелей, как он пояснил, "с учетом конфликта". Теперь, по словам Сергея Блинова, на каждый вопрос Навального требуется одобрение судьи и прокурора. Когда же адвокат Светлана Давыдова напомнила, что УПК такой порядок вообще не предусматривает и сказала, что он "наглядно демонстрирует пиетет обвинению", Блинов отказался от своего намерения: "Но если стороны обещают не перебивать".

Когда же Навальный начал фразу: "Если бы на предприятие напали инопланетяне…", судья быстро снял этот вопрос. После этого обвиняемый снова спросил: "Если у ВЛК были крупнейшие клиенты, то как получилось, что ВЛК отгрузили лишь на 16 млн из 1 млрд оборота Кировлеса?" Бастрыгина ответила: "Ой, а вы не так формулировали, спрашивали про выгоду о сотрудничестве". Тогда судья Блинов снова вмешался и попросил разбить вопрос на несколько частей, чтобы свидетелю было понятно. "Может ли фирма с 16 млн считаться ключевым клиентом фирмы с оборотом в миллиард?", — недоумевал Навальный. — "Крупным — да. Я не называла и не оценивала ущерб (имеется ввиду во время допроса следователем), если кто-то это сделал, это была не я", — ответила Бастрыгина.

В конце концов Навальный, как и обещал, разъяснил причины увольнения гендиректора "Кировлеса" Опалева и его заместителя Бастрыкиной из "Кировлеса". По словам Навального, он "изначально выступал за увольнение Бастрыгиной, Опалева и Буры" (бывшего коммерческого директора и приемной дочери Опалева Марины Буры). Обращаясь непосредственно к судье, он сказал: "Ваша честь, спустя полгода, как я уехал из области, их троих уволили и на них завели уголовные дела. Вот это причина оговора меня в суде".