Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству рекомендовал сенаторам завтра одобрить закон об объединении высших судов, инициированный президентом Владимиром Путиным. Ни одного вопроса у сенаторов к документу не возникло.
Почти не было новых аргументов, доказывающих необходимость реформы. "Проект направлен на укрепление единства судебной системы, обеспечение доступности правосудия, а также стабильности и определенности правоприменения", — практически цитируют сенаторы пояснительную записку к законопроекту в своем заключении на него [есть у "Право.Ru"]. В целом реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, пишут сенаторы спустя четыре абзаца пересказа сути проекта, так и в отношении юрлиц. Они считают, что новеллы позволят "исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике".
По задумке Путина, в России после упразднения ВАС должен появиться "объединенный" ВС. Действующие сейчас судьи ВАС и ВС просто перейти в новый суд не смогут — им придется наравне с другими участвовать в конкурсе. "Первоначальный" состав сформирует Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей ВС, состоящая из 27 членов. В ее составе будет по одному представителю от президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов (скорее всего, имеется в виду Ассоциация юристов России). Остальные 24 члена коллегии должны избрать советы судей субъектов Федерации из числа своих членов. При этом им предстоит выбрать не более трех кандидатов от федерального округа, тогда как советы судей есть в каждом регионе. Принимать квалификационный экзамен на должность судьи "обновленного" ВС у тех, кто его не сдавал ранее и не имеет права обойтись без него, будет Специальная экзаменационная комиссия, состоящая из 11 членов.
Чуть больше сенаторов, как и депутатов, интересовала судьба прокуратуры. Дело в том, что Путин предложил исключить из ст.129 Конституции упоминание о том, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору. Ранее коммунист Юрий Синельщиков, настаивавший на сохранении в Конституции упоминания о единстве прокуратуры, и вовсе назвал новеллы "похоронами прокуратуры, как единой, централизованной, независимой системы". Глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас сегодня осторожно заметил, что "много обсуждают, остается ли прокуратура централизованным органом". "На мой взгляд, все-таки остается, хотя из текста исчезает это слово "централизованный". Но прокуратура, так как я понимаю этот текст, он остается во многом в общем органом, который соблюдает принцип единоначалия. Так что здесь, как мне кажется, никаких проблем нет", — заверил он сенаторов.
Впрочем, спорить по поводу сокращения полномочий у Генпрокурора сенаторы, в отличие от своих коллег из Госдумы, не стали. И теперь, когда поправки в Конституцию будут приняты, глава государства будет сам выбирать ему заместителей и утверждать их через Совет Федерации (сейчас кандидатов определяет генпрокурор и обращается за их утверждением в верхнюю палату парламента). Кроме того, президент вместо генпрокурора, но по его представлению и согласованию "с субъектами" (не уточняется, о какой ветви власти идет речь), будет назначать "прокуроров субъектов РФ". Освобождать их от должности тоже будет глава государства.
С текстом законопроекта № 352924-6 "Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.