ПРАВО.ru
Интервью
Игорь Мазилин, управляющий партнер INGVARR
17 октября 2023, 16:40

Мы находим оптимальные решения самых сложных задач

Мы находим оптимальные решения самых сложных задач
После ухода международных юридических фирм с российского рынка их место стали активно занимать как старые игроки, так и новые компании, созданные бывшими сотрудниками ушедших ильфов. Мы поговорили с Игорем Мазилиным, управляющим партнером INGVARR, о его решении основать собственную юридическую фирму и создать новую международную юридическую платформу на фоне поворота российской экономики на Восток.

Игорь, INGVARR основали в 2016 году. Расскажите, как пришли к решению создать свою юридическую фирму?

Это стало логичным продолжением моего профессионального пути. На последнем курсе университета я начал работать в московском офисе Norton Rose Fulbright. В 2005 году я перешел в Allen & Overy и следующие пять лет проработал там, специализируясь на сопровождении сделок слияния и поглощения, рынках капитала и IPO, став за это время экспертом в области M&A и ценных бумаг. Затем я работал инхаус-юристом в инвестиционном банке «Ренессанс Капитал», где сопровождал инвестиционные проекты банка, что сильно расширило мой профессиональный кругозор. К примеру, в юридической фирме я вел одновременно два, максимум три проекта, а в «Ренессансе» — десять или даже пятнадцать одновременно.

После «Ренессанса» я несколько лет управлял проектами крупного бизнесмена, консолидируя для его холдинга производственные активы в России и на территории стран постсоветского пространства.

В конце 2015 года я задумался об открытии собственной фирмы. К тому моменту у меня уже сложились хорошие деловые отношения с несколькими крупными предпринимателями. Так в 2016 году появился INGVARR. Я долго думал над названием фирмы и решил не отступать от традиции юридического бизнеса использовать в названии имена или фамилии основателей. Считается, что имя «Игорь» скандинавского происхождения, оно соответствует древнескандинавскому Ingvar. Таким образом я хотел подчеркнуть связь с основателем и продемонстрировать международный характер фирмы.

Чем занималась компания в начале пути?

Изначально у нас было три клиента, для которых мы вели сделки в основном корпоративного и финансового характера. Со временем клиентская база стала расти и диверсифицироваться. Одним из первых клиентов стал на тот момент перспективный американский блокчейн-стартап, а сейчас — многопрофильная компания с инновационным софтверным подразделением и крупнейший промышленный майнер за пределами Китая. С ними у нас завязались очень тесные отношения, и в какой-то момент времени мы, по сути, стали их внутренним юридическим департаментом: занимались их инвестициями в России, Грузии, Норвегии и США, вели корпоративные дела, привлекали финансирование. Нам повезло оказаться в центре блокчейн-индустрии. Мы стали все больше взаимодействовать с блокчейн-сообществом и венчурными инвесторами.

INGVARR довольно быстро трансформировался из family-office в полноценную юридическую фирму. Наша команда росла, мы стали активнее развивать корпоративную практику и расширять клиентскую базу.

«Я всегда пытался ставить себя на место клиента. Мой бизнес полностью привязан к его потребностям: мы предлагаем тот продукт, который нужен клиенту в конкретный момент».

Как INGVARR отреагировал на изменения рынка в феврале 2022 года?

Когда иностранный бизнес начал уходить из России, я понял, что открывается окно возможностей. Мне стало очевидно, что российская экономика начнет разворачиваться на Восток. В 2018 году я занимался проектами в Азии и выстраивал отношения с несколькими локальными фирмами в Гонконге. В 2022 году я познакомился с управляющим партнером одной из крупнейших китайских юрфирм Zhong Yin, и уже к маю 2022 года мы создали совместную практику — Russia-China Desk, состоящую из юристов INGVARR и Zhong Yin. К осени того же года мы собрали весьма солидный клиентский портфель.

Нам есть чем гордиться: за достаточно короткий период мы существенно расширили клиентскую базу за счет российских компаний, входящих в топ-50 по выручке в стране. Мы смогли предложить нашим клиентам уникальный продукт, необходимый им в конкретный момент.

Расскажите об опыте взаимодействия с китайскими партнерами.

Я часто слышу от коллег и клиентов о трудностях в выстраивании отношений с китайскими контрагентами и партнерами. На этом фоне наш опыт, похоже, исключение. Zhong Yin вкладывается в развитие совместной практики и поддерживает наши маркетинговые инициативы. Международные фирмы обычно идут на такие вложения времени и денег при открытии собственных локальных офисов. Нам удалось наладить взаимодействие между Москвой, Пекином, Шанхаем и Шэньчжэнем в формате, к которому мы привыкли в международных юридических фирмах. Понятно, что для успешного ведения бизнеса в Китае необходимо учитывать особенности местной экономической и правовой системы, культурные и языковые различия.

Я часто бываю в Китае и могу отметить, что интерес к России в этой стране огромный. Весной этого года я выступал в Пекине на юридическом форуме, посвященном развитию бизнеса и 30-летию нашего партнера — юридической фирмы Zhong Yin. Участники мероприятия, несколько сотен человек, представляли органы государственной власти, крупный бизнес из различных секторов, в том числе финансового сектора. Темой моего доклада были иностранные инвестиции в Россию. После презентации ко мне стали подходить участники, выстроилась очередь из желающих познакомиться. У меня закончилась пачка визиток, и неформальная беседа продолжалась несколько часов.

Еще один случай: мы с партнером шли на встречу в один из крупных китайских холдингов, а на здании штаб-квартиры компании вместо ее названия горела надпись Welcome и наши имена. Это говорит о проявлении традиционного уважения к гостям и высоком уровне развития Китая и его технологической оснащенности.
 
Кто входит в команду INGVARR сейчас?

За 2022 год команда выросла и трансформировалась. К нам присоединился Дмитрий Дедов, в прошлом судья ВАС и ЕСПЧ, который занимается международным арбитражем. Также в нашей команде в качестве партнера работает австралийский юрист Макс Микер.

Большая часть команды — это бывшие сотрудники Allen & Overy. Сооснователь INGVARR Галина Богачева на протяжении 25 лет была управляющим директором московского офиса Allen & Overy.

Недавно к нам присоединился Игорь Кокин в качестве партнера и главы арбитражной практики. У Игоря большой опыт представления интересов клиентов в судебных разбирательствах, связанных с корпоративными конфликтами и вопросами банкротства, антимонопольных, финансовых и коммерческих спорах.

В нашей в команде много «старших» юристов с большим и разносторонним опытом. Такое количество профессионалов способствует расширению клиентского портфеля и позволяет быстро наращивать количество проектов. Мы также опираемся на ресурсы Zhong Yin в Китае, где наряду с выделенной командой Russia-China Desk работает 2300 юристов.

Какие услуги предлагаете клиентам?

В основном мы специализируемся на трансграничных сделках слияния и поглощения, создании совместных предприятий, реструктуризации, корпоративном управлении, привлечении финансирования и разрешении споров в международном коммерческом арбитраже, в том числе на территории континентального Китая и Гонконга. Мы активно помогаем российским инвесторам выйти на рынки Азии: в Китай, Монголию, Сингапур, Индию. Также у нас достаточно много сделок, касающихся выхода российских компаний с рынков недружественных стран. У нас есть английские юристы с высокой квалификацией и большим опытом, и это, несомненно, наше конкурентное преимущество.

Игорь Кокин и Дмитрий Дедов совместно ведут несколько корпоративных и коммерческих споров. Также мы ведем несколько процессов, связанных с оспариванием санкций.

Какие дальнейшие планы?

Мы, как и всегда, отталкиваемся от потребностей наших клиентов. Если какой-то запрос выходит за рамки нашей компетенции, мы всегда находим для клиента лучшее из возможных решений. Можно сказать, что наши планы формируются клиентами. Мы часто выступаем в роли доверенных консультантов как в международных, так и в российских проектах. В ближайшее время мы ожидаем притока работы в азиатских направлениях. Любопытство китайских клиентов к российскому рынку постепенно также трансформируется в реальные проекты. И наши клиенты в последнее время все чаще интересуются покупкой активов в странах восточного региона.