ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Литигация
Константин Кандаков, старший юрист КА «Регионсервис»
20 мая 2025, 10:55

Запрет на совершение «антисоциальных» сделок на службе госорганов

Запрет на совершение «антисоциальных» сделок на службе госорганов
2024 год ознаменовался громким делом о взыскании в доход государства с «дочки» IKEA 12 млрд руб., которые перечислили по сделке, признанной недействительной на основании ст. 169 ГК (ничтожность «антисоциальной» сделки).

Арбитражный суд Московской области согласился с истцом — Федеральной налоговой службой в том, что российская дочерняя компания IKEA организовала схему по погашению займа перед материнской компанией из недружественной юрисдикции. Тем самым «дочка» обошла требования Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95, предусматривающего зачисление сумм задолженности на счет типа «С» в российской кредитной организации с разрешения правкомиссии. Суд признал «антисоциальной» (ст. 169 ГК) сделку, прикрывающую погашение займа, и взыскал в доход государства полученные средства с российской компании, которая под прикрытием иной сделки погасила заем перед материнской компанией (арбитражное дело № А41-6043/2024). 

Весной появилась еще одна новость о применении ст. 169 ГК в арбитражном деле по иску прокуратуры. Ведомство требовало признать недействительными сделками ряд договоров, которые опосредовали схему «бумажного» НДС. Арбитражный суд Ульяновской области признал такие сделки «антисоциальными» и взыскал с плательщиков (получателей выгоды за счет использования схемы «бумажного» НДС) в доход государства перечисленное по сделкам (арбитражное дело № А72-13241/2024).

Описанные дела привлекают внимание юридического сообщества. 

Суды, разрешая споры о применении ст. 169 ГК, всего лишь следуют тенденции, которая складывалась все последние годы.

Так, налоговые и таможенные органы с 2022 года регулярно обращаются с исками о признании недействительными сделок, которые послужили основанием для совершения незаконных валютных операций.

Типичные обстоятельства в ситуации признания внешнеторгового контракта недействительным: 

  • резидент формально заключает соглашение с иностранной компанией, по которому производит платежи в адрес иностранца;
  • нерезидент не исполняет встречное обязательство, однако «по бумагам» оно происходит.

В такой ситуации контролирующий орган не просто просит суд признать сделку недействительной, а требует применить последствия в виде взыскания с резидента-плательщика (!) в доход государства перечисленное по недействительной сделке. Как итог, незаконный перевод за границу, к примеру, $100 000 повлечет за собой взыскание указанной суммы с плательщика-резидента в доход Российской Федерации.

Сумму платежа взыскивают в доход государства, хотя нет нормы, предусматривающей такое взыскание.

С логикой судов, удовлетворяющих подобные иски, можно ознакомиться в судебных актах из арбитражных дел № А56-124265/2023, № А43-42471/2021, № А40-232781/2023, № А56-50350/2024, № А52-5933/2024.

Приведенные примеры вызывают резонную юридическую дискуссию: 

  • о правомерности применения ст. 169 ГК к сделкам, нарушающим валютное и налоговое законодательства, антисанкционные запреты;
  • правомерности взыскания в доход государства предоставлений по сделкам;
  • законности взыскания предоставлений с плательщиков, а не с получателей средств — участников схем по применению «бумажного» НДС, нерезидентов. 

При анализе любого из указанных дел можно прийти к выводу, что достаточно резонно звучат сомнения в правомерности применения ст. 169 ГК к сделке, нарушающей ординарные публичные запреты, и о применяемом механизме взыскания по таким сделкам. 

Подобные сделки сложно отнести к «антисоциальным», поскольку для них предусмотрен самостоятельный состав — п. 2 ст. 168 ГК («Недействительность сделок, нарушающих требования закона и посягающие на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы»). Но последствием заключения такой сделки всегда будет реституция, а соответственно, взыскание предоставлений в доход бюджета не допускается. 

Ст. 169 ГК скорее призвана защитить базовые моральные ценности, принципы политической и экономической организации общества и дух закона, но не линейные публичные запреты.

Примеры таких сделок: сделка, предусматривающая плату за вступление в брак; сделка, направленная на распространение литературы, пропагандирующей религиозную вражду. При этом, по задумке, такие договоры формально действительны и не нарушают законодательных запретов, но само их заключение считается аморальным.

Сомнения также вызывает возможность взыскания в доход государства средств, уплаченных «компании-прокладке», нерезиденту или «недружественной» компании. Согласно ст. 169 ГК, взыскание в доход государства возможно только в случаях, прямо предусмотренных законом. Например, это применяется к сделкам с объектами, ограниченными в обороте: поддельными документами, оружием, наркотиками и подобным. Но в рассматриваемой ситуации суды зачастую удовлетворяют требования о взыскании, не указывая конкретную норму, которая бы это прямо допускала.

Еще более спорным выглядит взыскание в доход государства средств не с получателя платежа — компаний из недружественных юрисдикций, нерезидентов, «компаний-прокладок», а с плательщиков. 

В ст. 169 ГК прямо указано, что взыскание осуществляется со стороны, получившей предоставление по недействительной сделке.

Примечательно, что встречается единичная практика судов, где они подчеркивают, что применение «испрашиваемых истцом последствий признания недействительной сделки в виде взыскания с плательщика денежных средств в доход государства не являются таковыми, поскольку фактически представляют собой административную санкцию за совершение незаконной валютной операции, за что предусмотрена уголовная и административная ответственность, в связи с чем не могут быть применены» (решение Арбитражного суда Московской области от 23 января 2025 года по делу № А41-27355/2024). 

Такой подход арбитражного суда в нынешних условиях представляется обоснованным и достаточно смелым, но это исключение из общей тенденции.

В связи с изложенным юристам и бизнесу необходимо учитывать, что при совершении сделок, направленных на обход антисанкционных норм, создание налоговой выгоды и на совершение незаконных валютных операций, возможно взыскание в доход государства средств, перечисленных по таким сделкам. Такая санкция применяется наряду с обычными и оборотными штрафами, предусмотренными налоговым и административным законодательством. 

Иными словами, цена ошибки при совершении сделки или намеренного обхода публичных запретов крайне возросла.