Отменить мммунитет судей на проведение в отношении них оперативно-розыскной деятельности предложил на правительственном часе в Совете Федерации министр юстиции РФ Александр Коновалов.
Он отметил, что данный иммунитет в настоящее время препятствует проведению работы по пресечению фактов коррупции в судебной системе. В то же время Коновалов признал, что после отмены иммунитета нужно будет обеспечить контроль за ОРД в отношении судей, чтобы она не превратилась в форму давления на них.
История вопроса
Мнение о необходимости ограничить круг должностных лиц, в отношении которых действует «особый порядок судопроизводства» звучит не впервые. В конце октября прошлого года заместитель главы Минюста России Александр Савенков также предложил в рамках борьбы с коррупцией сократить список лиц, которые сейчас обладают защитой от судебного преследования. По его словам, эта мера преследует цель — «установление справедливого и доступного правосудия для всех граждан». При этом замминистра отметил, что «у нас этот список огромный». В Уголовно-процессуальном кодексе в статье 447 приводится список лиц, в отношении которых применяется «особый порядок производства по уголовным делам». К ним, помимо судей, относятся президент РФ, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, прокуроры, аудиторы Счетной палаты, члены избирательных комиссий и в определенных условиях адвокаты. Число таких лиц в России сегодня более 28 тысяч.
При этом, по данным Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, за 2008 год число уголовных дел против т.н. спецсубъектов увеличилось. Обвинения в различных преступлениях уже предъявлены 1442 судьям, прокурорам, адвокатам и депутатам, 575 человек уже осуждены.
Особо в СКП отмечают почти двукратное увеличение неправовых действий судей. К началу февраля 2009 года по 29 судьям уже были даны заключения о наличии в их действиях признаков различных преступлений, в 26 случаях возбуждены уголовные дела, пятерым вынесены приговоры. В основном за неправосудные вердикты, служебный подлог, взятки. Всего же за последние четыре года 1498 судей привлекли к дисциплинарной ответственности. 279 из них досрочно лишены полномочий, остальных предупредили.
Отметим, что еще в начале декабря 2008 года Глава Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин предложил создать специальные суды для рассмотрения дел судей, допустивших в ходе своей работы грубые нарушения.
Сегодня дела судей рассматривают квалификационные коллегии, которые могут предупредить или отправить в отставку служителей Фемиды. Эти коллегии, по словам Зорькина, зависят от председателей судов. Причем их решение можно оспорить лишь в Верховном суде, представляющем только одну ветвь судебной власти. Поэтому президент Дмитрий Медведев на Всероссийском съезде судей предложил создать для этих целей специальный суд, куда были бы делегированы представители всех ветвей судебной власти.
Для этого потребуется внести поправки в конституционный закон «О судебной системе». Сегодня Конституция не допускает создание дополнительных судов. В связи с этим Зорькин уточняет, что новый орган «должен носить специальный характер». «Это должен быть некий трибунал, какие есть в других государствах и могут быть у нас», — пояснил он.
Мнения экспертов
Проректор Российской Академии Адвокатов и Нотариата Александр Бойков убежден, что на сегодняшний день все формы общественного контроля над правосудием утрачены. Бойков подчеркнул, что в государственной программе по борьбе с коррупцией нет ни слова о юридическом иммунитете судей, что, по его словам, является нарушением конституции. «Наше руководство периодически объявляет войну коррупции, но она носит формальный опереточный привкус», — заявил он.
В то же время бывшая судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина считает, что предложение отменить иммунитет судей — это попытка сделать судей полностью управляемыми. Кудешкина полагает, что эта мера имела бы смысл, если бы суды были самыми коррумпированными органами в РФ. «В случае отмены иммунитета судьи не смогут защищать себя, а значит не смогут защищать и граждан», — отметила бывшая судья.
«Иммунитет судей очень тесно связан с независимостью судей, объективностью и справедливостью рассмотрения уголовных и гражданских дел… А кто будет бороться с коррупцией в судейских органах?.. Те же коррумпированные следственные органы. Ведь у нас следственные органы коррумпированы не менее, чем судебные органы. И отмена иммунитета судей скажется только на независимости судей. Судьи будут бояться выносить объективные, законные и справедливые решения. Особенно по заказным делам», — заявила Кудешкина в эфире «Эхо Москвы».
Противоположного мнения придерживается адвокат Михаил Барщевский. Он называет предложение Коновалова лишить судей иммунитета на проведение в отношении них оперативно-розыскной деятельности «шагом в правильном направлении».
«Такая система, на самом деле, существует во многих странах мира. Оперативную деятельность в отношении судей должны иметь право осуществлять не обычные следователи, Следственный комитет, прокуратура, МВД, а специальная созданная, то, что в Америке называется служба маршалов. То есть специальная служба, которая подчиняется в некоторых случаях президенту, в некоторых случаях председателю Верховного суда. И она правомочна действовать только в отношении судей. Они не ведут никаких других уголовных дел. У них нет оснований шантажировать судей», — заявил Барщевский.
Адвокат считает совершенно естественным снять иммунитет с судей, поскольку в ветвь судебной власти никто вмешиваться не намерен. «Условно говоря, есть служба собственной безопасности в МВД, есть служба собственной безопасность в ФСБ, в Росимуществе, где угодно есть служба собственной безопасности, которая, в частности, отслеживает коррупционные действия чиновников своего ведомства», — комментирует потребность в создании подобного органа в судейском сообществе Барщевский.
По действующему закону, иммунитет с судьи при привлечении к уголовной ответственности фактически «снимает» сначала не орган судейского сообщества, а коллегия судей Верховного суда. Именно она должна вынести решение о том, присутствуют ли в действиях судьи признаки состава преступления или нет, при этом нет никакого закона, фиксирующего принцип выбора трех судей ВС, из которых и состоит эта коллегия.
Такая система, по мнению экспертов, позволяет бороться скорее не с коррумпированными, а с независимыми судьями. На данный момент, привлечение к дисциплинарной ответственности позволяет довольно легко удалить неугодного судью с должности. Например, по закону это может произойти, если судья нарушил правила Кодекса судейской этики. Под эти правила, очень общие и неопределенные, утверждают эксперты, можно подвести что угодно: например, критику действий своих коллег.
В целом же вызывает удивление, что революционное предложение Коновалова отозвалось в общественном пространстве лишь слабым эхом (а именно - "Эхом Москвы"). Что это, молчаливое согласие с тем, что все должно остаться на своих местах?